Древние арабские врачи верили в чудотворное действие природного битума, которым они лечили переломы, язвы и абсцессы. Называли этот материал словом «мум», что в переводе с арабского означает «воск».
В VII веке врач ибн Бетар писал, что «вещества мумия» особенно много в стране Аполонии (Египет), где оно светящимися потоками сходит с гор, затвердевает на берегу реки и приобретает запах дегтя. Древний врачеватель отметил, что отыскать чудодейственный мум можно и в черепах и желудках египетских покойников, погребенных тысячу лет тому назад. Во времена Средневековья медицинские трактаты арабов переводились в европейских университетах, откуда знания о муме распространилось по христианским землям. Однако лекарством стали считать не природный битум, а непосредственно мумию, пишет bigpicture.ru.
К XIII веку все в Европе знали, что мумия – лечебное вещество из египетских пирамид, которым можно вылечить любую болезнь. Средневековый математик, врач и астролог Герард Кремонский писал: «Это субстанция, которую можно найти в землях, где похоронены тела, забальзамированные с алоэ, с которым жидкости из тела смешиваются и превращаются в мумию». Мумии продавали как кусками, вместе с бинтами, так и в виде порошка, которые врачи рекомендовали добавлять в еду. К ХVI веку формируется полноценный рынок продажи, переработки и покупки высушенных тел.
Люди победнее ограничивались арабскими мумиями, а самые богатые феодалы покупали только мумии из древнеегипетских гробниц, которые назывались mumia sepulchorum. Считались, что именно такие останки имеют чудотворную живительную силу. Мумии с Ближнего Востока тоннами отправлялись в Европу. Арабские и еврейские купцы не понимали, как можно есть эту гадость, но заработать не отказывались. Европейские путешественники писали, что египтяне круглосуточно рыщут по своей стране и везут мумии в Каир, где сдают их торговцам.
Чаще всего это были покойники из ранних погребений. Во времена фараонов для мумификации использовался щелочной отвар из древесной золы и смолы. Из-за дороговизны его заменили природным битумом. Смола проникала в ткани, и тело приобретало черный цвет. Итальянские, французские и немецкие аптекари перетирали такую мумию в порошок и сбывали его за огромные деньги. Арабы начали массово продавать подделки настоящих египетских мумий. В ход шли тела казненных преступников, умерших нищих, рабов и детей, чьи трупы покрывались природным битумом, высушивались на солнце и продавались оптом от Лиссабона до Варшавы.
К концу ХVII века ситуация изменилась, и большинство врачей считали лечение мумиями обычным шарлатанством. Однако «лекарство» не забылось. После египетского похода Наполеона в Европе произошел резкий рост интереса к истории древней цивилизации фараонов. Французы и англичане массово скупали папирусы, статуэтки, керамику и, конечно, мумии. Арабы снова стали выносить на рынки засушенные тела давно умерших людей, среди которых были и фараоны. Мумий больше не ели, но их использовали как развлечение на балах и встречах богемы. Французские дворяне специально собирались по вечерам и наблюдали процесс разматывания бинтов. На такие мероприятия даже продавались билеты.
Египетские мумии применялись и в искусстве. Засушенные тела перетирались в порошок, на основе которого делалась коричневая краска. Для насыщенности и глубины цвета пигмента в него добавляли белую смолу и миро. Называлась краска Mummy Brown. Только в 1964 году английская фирма C. Roberson прекратила производство художественного материала из тел умерших людей. Сегодня эту краску заменил пигмент Caput Mortuum (мертвая голова), которая делается на основе окиси железа.