Принято считать, что дьявол искушает человека, подбивает его на дурные поступки и вообще интересуется его судьбой. А если совершить особый тёмный ритуал, так можно и вовсе продать душу дьяволу в обмен на земные блага. Но есть ли дело могущественному Мефистофелю до обычного человека?
Кто такой дьявол
На этот вопрос есть много ответов в Библии, в обсуждении теософов. Но все они определяют дьявола как изначальное зло, которое всегда противостоит добру в образе бога. Это падший ангел, который возглавил мир бесов. А вот в чем же сама его сущность? Это интересно!
Одно из имён дьявола — Люцифер — в переводе означает «светоносный» или «несущий свет». Согласно старинному преданию, это был один из самых талантливых и могущественных ангелов. Люцифер посчитал себя наравне с богом, за это низвергнут в ад.
Слово произошло от греческого «диаволос». Слово «сатана» — второе имя дьявола — еврейского происхождения.
В мироздании все и всегда имеет свои положительные и отрицательные стороны. И если существует изначальное добро в образе бога, то должно существовать и изначальное зло в образе дьявола. Люди воспринимают нечистого как некую личность, которая постоянно творит зло, вносит распри, подталкивает ко лжи, пробуждает ненависть, полностью безнравственную и коварную. А разве это не самые низкие части натуры самого человека?
Дьявола и бога сопоставляют как извечных противников. Но, согласно теории дуализма, они могут оказаться единым целым. Просто дьявол — это материальная сторона мира, а бог — духовная. В целом же они неразделимы, как тело и сознание. И уж точно не являются соперниками друг для друга.
Некоторые люди объясняют собственные низкие поступки волей незримого и всемогущего: «Это не я виноват, меня к этому дьявол подтолкнул!» Знакомая отговорка? Лучше обвинить кого-то, чем самому отвечать за содеянное зло.
В каком-то смысле дьявол действительно является злом, но оно исходит именно от человека, от его поступков. В каждом человеке постоянно идёт борьба совести и моральных принципов с низменными побуждениями — стремлением к наживе, чрезмерной гордостью, себялюбием, завистью, эгоизмом. Гораздо проще все списать на дьявола, чем винить себя в собственной слабости и малодушии. Но будет ли такой подход беспристрастным и хоть в чём-нибудь полезным?
У кого чёрт за плечами
Представим себе существование дьявола не в виде аллегории, а в виде персоны — мыслящего существа, имеющего некую форму. Допустим, что он бессмертен и необычайно умён, что ему ведомы тайны мира настолько сокровенные, что человек не сможет приблизиться к их пониманию даже в самых смелых мечтах. Так какое может быть дело такому существу до каких-то людей? Ничтожно малых, смертных, предсказуемых в своих действиях и ограниченных в фантазии. Пожалуй, персонифицированный дьявол проявлял бы не больше интереса к людям, чем сам человек к колониям микробов, проживающих на поверхности его тела.
Только чрезмерная, гипертрофированная гордость побуждает людей думать, что ими интересуются боги и дьяволы, что планеты движутся для того, чтобы оказывать влияние на его судьбу. Землю населяет около триллиона видов живых существ. Но только человек уверовал в то, что он является венцом творения.
Так в чем же она все-таки — сущность дьявола? В низости помыслов, в мелочности желаний, в подлости и предательстве для достижения своих целей, в аморальности и сластолюбии? Но ведь все это исключительно человеческие качества. Значит, сатана представляет собой порождение сознания человека, а не творение высших сил?
Ответов на этот вопрос столько же, сколько и религий в мире, сколько мировоззрений, даже сколько личностей на планете. Каждый может объяснить сущность дьявола по-своему, но общего канона нет.
Источник — http://valtasar.ru