В народной памяти сохранились обрывки древних легенд и преданий о странных деревянных идолах, поставленных неизвестно кем в таких глухих местах карельской тайги, что и местные жители ориентируются там с большим трудом.
Исследователи не сомневались, что скульптуры давно сгнили. Поэтому, отправляясь в 2003 году в экспедицию в Беломорский и Кемский районы, сотрудники Международной академии меганауки (Петрозаводск) и не надеялись найти что-то особенное. Однако находки превзошли все ожидания. Деревянные изваяния языческих идолов, расположенных друг от друга приблизительно в получасе ходьбы, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Когда и кем они были воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?
«На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Мы сразу засомневались. Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, — рассказывал вице-президент Международной академии меганауки Алексей Попов. — Тем более, что прежде, чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенный смысл в их расположении, и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если это так, то что определяло выбор места? Вопросов возникало предостаточно».
Фигуры резко отличаются друг от друга и по размерам (от одного до 2,5 м высотой), и внешне. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминающий изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи. То ли это случайность, то ли отголоски каких-то древних знаний. Изображения других идолов не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о деревянных языческих богах даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об изображениях.
Судя по структуре дерева, находкам более ста лет (об этом свидетельствуют и легенды), то есть, фигуры были воздвигнуты в конце XIX века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества были еще достаточно распространены в Карелии. Но самое поразительное, что рядом с найденными идолами находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сообщения об их периодической восстанавливаемости. По некоторым данным, идолы «восстанавливаются» каждые 150 лет.
Члены экспедиции решили сначала проверить места расположения идолов методом биолокации — так называют древнюю методику лозоходства. Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Вполне возможно, что и древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.
С помощью двух Г-образных металлических рамок специалисты изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1—1,5 метра. Это говорило о том, что идолы установлены в центрах так называемых геоактивных зон, имеющих диаметр порядка трех метров. Нанеся места расположения на карту, исследователи обнаружили, что цепочка идолов ориентирована строго в одном направлении, располагаясь практически на прямой линии по направлению к не менее таинственному месту – озеру Карма. Озеро, окруженное многокилометровыми непроходимыми болотами, практически не исследовано и не описано в краеведческой литературе, хотя некоторые легенды связывают с ним некое «хранилище древней информации», приоткрывающей завесу тайн над «гиперборейским» прошлым Карелии. По карельским легендам, озеро Карма и его идолы в древности были частью некой утерянной религии, корни которой уходят в истоки легенд о Гиперборее.
С озером Карма связана и легенда о священном мировом древе, якобы растущем на карельской земле, которое было посажено северными волхвами еще в XIV веке. В середине XVI века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район из Соловецкого монастыря, был основан монастырь, а в 1602 году — возведен храм Николая Чудотворца. До сих пор соседствующее «древо» и храм являются местом паломничества немногочисленных хранителей древней веры. По саамским и карельским легендам именно «древо» является своеобразным началом посвятительного путешествия через вехи-идолы к озеру Карма.
Так что, напрашивалась мысль: неужели в глубокой древности кто-то сознательно ставил своеобразные вехи-идолы, чтобы обозначить некий путь? Кстати, даже само название протекающей в нескольких километрах реки Охта переводится с древнесаамского как «путеводная река». Все это напоминает обряд инициации, посвятительного путешествия. Ведь до сих пор еще бытуют отголоски древней традиции саамов и карел, которые считали подобные изображения, изготовленные из дерева или камня, своеобразным инструментом непосредственного наставления подающих надежды юношей для введения их в штат шаманов.
Возможно, из-за того, что воздействие магических сооружений было разным в зависимости от места их расположения и иных особенностей, полное посвящение требовало посвятительного путешествия от одного сакрального места к другому.
В общем, карельские идолы – это загадка, всё еще ожидающая своих исследователей.
Источник: buuu.ru