Вечные рабы будут служить хозяевам даже в загробном мире, ибо зашитые веки и рот удерживали душу. Европейцы же массово скупали сушеные головы в качестве сувениров
Тсантса — это высушенная человеческая голова размером с кулак, которую много столетий подряд изготавливали индейцы из южноамериканского племени хиваро. Маленькая голова поверженного врага была для них не просто главным боевым трофеем, но символом процветания племени, амулетом и даже предметом искусства, а «рецепт» приготовления тсантса хиваро всегда держали в секрете.
Кормили череп
О том, что такое тсантса и какие тайны окружают этот зловещий амулет, рассказал хранитель коллекции этнографии Дмитрий Милосердов. В Дарвиновском музее (Москва) хранится одна из таких голов. Говорят, что её приобрел в начале XX века основатель и первый директор Дарвиновского музея Александр Котс. Около сотни лет она хранилась в закрытом стеклянном колпаке, ключ от которого потерялся еще при самом Котсе. Но недавно сотрудники музея освободили тсантса из векового заточения. Сотрудники музея знали, что достать мумифицированную голову из ящика можно, но короб очень тяжел и стар. И все-таки на это решились – вскрытие произошло в 2018 году. Целью было убедиться в подлинности головы.
«Это была не то чтобы экспертиза, но я специально изучил серьезную работу американского этнографа и антрополога Мэтью Уильям Стирлинга «Исторический и этнографический материал об индейцах Дживаро» 1933 года — самую крупную научную работу, посвященную индейцам хиваро и в частности изготовлению тсантса. Он три года жил с индейцами хиваро, наблюдал, как все это делается. Я проанализировал его описание и пришел к выводу, что наш экземпляр — настоящий. В пользу этого говорят определенный способ зашивания век и правильное расположение швов на коже головы», — говорит сотрудник музея Дмитрий Милосердов.
Традиции отрубания и хранения вражеских голов известны с древности — подобное практиковали и кельты, и древние германцы. А ритуальные манипуляции с головой можно встретить в истории многих народов и племен, причем это была не всегда голова врага. Например, в Северной Америке индейцы перед сном клали череп своего предка себе под голову, чтобы увидеть священный сон перед каким-то важным событием; а полинезийцы хранили черепа родственников, продолжая общаться с ними и даже кормить. Но вариант, придуманный племенем хиваро, — один из самых любопытных и жутких одновременно.
Племя хиваро живет на территории Эквадора. Но остались отдельные поселения, которые находятся далеко от цивилизации. И, скорее всего, они продолжают поддерживать свою древнюю традицию, которая когда-то была гораздо шире, распространяясь на всю юго-западную часть Южной Америки. Потом география изготовления тсантса сжалась до небольшого пятака в Эквадоре, где проживает конкретно этот народ.
Кожу снимали как чулок
Вся жизнь хиваро была связана с охотой и войной. Воины совершали набеги на соседние племена, убивали мужчин, захватывали женщин, детей и все богатства. Сразу после победы хиваро начинали отрезать головы убитых врагов. Делали они это очень аккуратно — кожу головы подрезали чуть ниже шеи, отделяли от шейных мышц и перерезали их. После этого отделяли два верхних позвонка шейного отдела друг от друга, и в руках воина оказывалась голова.
Процесс изготовления тсантса занимал порядка 20 часов. Сначала ножом делали надрез от темени до основания черепа. Дальше круговыми движениями подрезали кожу вокруг глаз, ноздрей и ушных раковин. После этого, стараясь не повредить черты лица, кожу аккуратно снимали как чулок. Её варили около двух часов, не больше, чтобы сохранить волосы. В воду добавляли лиану, растущую в Эквадоре, в ней содержатся дубильные вещества, которые предотвращали разложение. После варки кожу охлаждали.
Дальше начинались манипуляции по превращению куска кожи в подобие маленькой головы. Разрез от темени до основания черепа зашивали пальмовым волокном при помощи деревянной иглы, точно так же поступали с веками и ртом, а чтобы сохранить форму губ, их чуть вытягивали вперед, протыкали палочками и обматывали шнуром. На последнем этапе ноздри и ушные раковины затыкали кусочками хлопка. Со стороны шеи оставалось отверстие. В результате получалось нечто похожее на мешок, пока слабо напоминающий голову.
Потом из костра доставали раскаленный камень, кидали внутрь кожаного мешка и начинали катать его внутри будущей тсантсы. Этот камень подсушивал кожу изнутри и убирал остатки мышечной и жировой ткани. Под действием горячих камней голова уменьшалась. Вращая голову, мастер параллельно уже другим камнем разглаживал кожу снаружи, чтобы сохранить черты лица. После камней в дело шел горячий песок — его насыпали в уже уменьшенную голову. После того, как голова приобретала нужный вид, ее подвешивали над костром. В течение нескольких часов она коптилась, темнея и приобретая структуру, очень похожую на дерево.
Почему именно голова? Дело в том, что представители многих племен, живущих в гармонии с природой, считают, что душа человека находится именно в голове, и к этой части тела относятся с особым трепетом. Хиваро считали, что, уменьшая головы врагов, сохраняют в них души, и враги становятся их вечными пленниками, которые будут служить хозяевам даже в загробном мире — так что зашитые веки и рот удерживали не только песок, но и пленную душу.
Сушеные головы меняли на винтовки
В 1862 году в Париже, перед антропологическим обществом был представлен образец уменьшенной человеческой головы и сделан доклад о ней и методиках ее изготовления. Доктор Майз сказал: «Простой осмотр этой головы дает понять, что индейцы были очень искусны в мастерстве таксидермии — они удалили единым куском всю кожу с лица, черепа и верхней части шеи. Затем они высушили ее с таким большим мастерством, что она уменьшилась равномерно, и голова стала размером с голову новорожденного ребенка, сохраняя при этом даже мелкие черты лица».
По завершении презентации Майза члены общества высказали мнения о процедуре сохранения, и на тот момент эти мнения, конечно, были ошибочными. Один из ученых считал, что если бы были надрезы на коже, они были бы обязательно видны после мумификации, другой — что высыхание происходит естественным путем в горячем песке. В общем, в начале второй половины XIX века технология изготовления тсантса в Европе была еще неизвестна.
Когда же Америку захватили европейцы и окончательно её покорили и поделили, то именно колонизаторы и коллекционеры, желающие получить тсантса в качестве сувенира, и создали в конце XIX – начале XX века спрос на военные трофеи хиваро. Индейцы сначала очень неохотно расставались со своими тсантса, все-таки для них это были священные вещи. Хиваро не нужны были деньги или дешевый европейский алкоголь, но в итоге нашлось то, что перевесило чашу весов — огнестрельное оружие. На рубеже XIX–XX веков одну уменьшенную голову можно было получить в обмен на современную винтовку.
И рынок сбыта было сложно насытить — Европу и Северную Америку наводнили подделки. «В качестве материалов предприимчивые граждане использовали купленные в моргах головы бездомных, головы обезьян и других животных», — говорит Дмитрий Милосердов. Нельзя сказать, что производство тсантса на экспорт поощрялось — на государственном уровне этот ритуал, а также продажу и покупку голов, запретили в 1920-1930-х годах, но, по слухам, объявления о продаже индейских трофеев можно было встретить в европейских газетах и в 1950-х. Интерес к этим жутким сувенирам не иссякал и после запрета, особенно у коллекционеров.
Мумию сына увидел в магазине
«Некоторые выходцы из Эквадора, например, метисы, которые имели некоторое представление о методах изготовления уменьшенных голов, уезжали в Африку и при поддержке криминала начинали массовое изготовление подделок, поэтому на черном рынке нередко можно было встретить головы африканцев, а иногда и европейцев», — рассказывает Милосердов.
В 1970-х немецкий юрист в одном из магазинов Гамбурга обнаружил уменьшенную голову собственного сына, пропавшего в Африке. Он выкупил голову и обратился в полицию, которая ничем помочь не смогла. Тогда за дело взялся частный детектив, и поддельные тсантса привели его в Банги — столицу Североафриканской Республики. К слову, в то время страной правил Жан Бедель Бокасса. Пообщавшись с местными жителями и приезжими европейцами-бизнесменами, сыщик выяснил, что в городе действует целый синдикат по производству и торговле головами, а главным «головоделом» является эквадорец, владеющий технологией. Недостатка в «материале» бандиты не испытывали — в ход шли и умершие своей смертью, и жертвы криминальных разборок, и похищенные белые бизнесмены. В последний раз немецкого детектива видели запрыгивающим в грузовик с трупами, который направлялся к охраняемому особняку, где находился страшный конвейер. Какой смертью умер детектив — остается только догадываться. А вот подробности происходившего на самой вилле вскрылись только в 1979 году.
Несмотря на то, что кровная месть и изготовление тсантса были запрещены еще в первой половине XX века, в 1960-х годах была снята пленка, запечатлевшая полный ритуал изготовления тсантса. Автор пленки — польский путешественник Эдмунд Белявский, который в 1961 году вместе с командой отправился в джунгли Амазонки.
Тсантса сейчас
В 2009 году американский писатель и путешественник Пирс Джиббсон решил пройти по стопам польского исследователя. Джиббсон вознамерился убедиться в подлинности пленки, по возможности найти свидетелей того ритуала и выяснить, практикуют ли современные хиваро искусство предков. Результатом поисков американца стал фильм «Амазония: зловещий ритуал». В киноленте показаны современные хиваро, живущие в провинции Морона-Сантьяго на востоке Эквадора: они носят европейскую одежду, служат в армии и посещают католическую церковь, правда, на христианской службе можно увидеть танцы, напоминающие ритуальные пляски, которыми раньше завершали изготовление тсантса. По словам местного священника, хиваро больше не делают тсантса, но кое-кто все-таки готов заниматься этим ради денег. Спрос на подобные сувениры до сих пор есть, поэтому иногда случаются страшные находки в виде обезглавленных трупов.
Жители из разных деревень тоже говорят об изготовлении сушеных голов как о забытой традиции, не отрицая при этом, что кровная месть и самосуд в этих местах до сих пор не редкость. Например, шамана, который убил одного из вождей, местные жители поймали, убили и сожгли.
Удалось Джиббсону найти и деревню, в которой полвека назад снял свой фильм Белявский. Путешественника даже познакомили с братом вождя, запечатленного на пленке. На ярких и по-своему будничных кадрах индеец варит и сушит настоящую человеческую голову. Что касается главного вопроса — жива ли традиция обезглавливания врагов у хиваро, то на него Джиббсон однозначно ответить не смог.
«Думаю, они до сих пор этим занимаются, — говорит Милосердов. — Что касается того, из кого могут сейчас делать тсантса: во-первых, они могут конфликтовать с племенами, а во-вторых, их жертвами могут стать туристы, золотоискатели и охотники за древними артефактами. Ни для кого не секрет, что европейцы, которые отправляются в такие места, как джунгли Новой Гвинеи или севера Амазонки, очень часто не возвращаются обратно. Конечно, часть путешественников исчезает, не справившись с дикой природой, но часть наверняка сталкивается с племенами и заканчивает свою жизнь в их руках».
Источник — Naked Science