Как знатная англичанка за счастье народа боролась
История о том, как самоотверженная и благочестивая дама проехала голышом на лошади по улицам Ковентри в обмен на обещание мужа, что тот снизит непомерные для населения налоги, входит в число самых известных и красивых британских мифов.
Любопытный паренек ослеп
Леди Годива, жена графа Леофрика, — вполне реальное историческое лицо, однако ее обнаженное путешествие верхом, скорее всего, выдумка. Откуда растут ноги повествования о Годиве, и кем была реальная графиня, а также, так ли алчен был ее супруг?
Легенда гласит, что Годива, красавица-супруга Леофрика, графа Мерсии, радела всей душой за благосостояние своего народа (ей принадлежали, в числе прочего, земли Ковентри) и была им любима. В то же время Леофрик, доверенное лицо короля Кнуда Великого (датского завоевателя Англии), популярностью у населения не пользовался. Леофрик якобы обложил подданных огромным налогом, который шел на содержание дружины короля. Годива на протяжении долгого времени умоляла мужа снять это бремя, но тот отказывался.
И вот, будучи в состоянии подпития, Леофрик пообещал, что отменит налог, если его супруга проедет голой на лошади по улицам Ковентри. Он был убежден, что набожная и благочестивая Годива никогда не отважится на такое. Но Леофрик ошибался: леди приняла условия. Согласно мифу, легендарная поездка состоялась в июле 1040 года. Годива и правда проехала обнаженной верхом на лошади по Ковентри, прикрываясь только своей длинной шевелюрой, после чего потрясенный Леофрик отменил безбожные налоги.
Более поздняя версия легенды обросла новыми подробностями: перед тем, как совершить поездку, Годива якобы приказала жителям города в назначенный день закрыть ставни и двери и не показываться на улице. Все для того, чтобы соблюсти приличия и сохранить достоинство. Горожане, которым была известна благородная цель леди, беспрекословно повиновались, так что голую Годиву никто не должен был лицезреть.
Однако, согласно последующим интерпретациям, один житель Ковентри все-таки нарушил указ: это был паренек по имени Том. Он решил подглядывать за нагой графиней, но ослеп, как только посмотрел на нее. Таким было наказание, судя по всему, божественного свойства.
В летописях нет доказательств
Настоящая Годива родилась, вероятно, ближе к концу Х века (около 980 года), однако точная дата неизвестна. Умерла она, предположительно, между 1066 и 1086 годами. Годива была девушкой благородных кровей и вышла замуж за Леофрика, одного из самых влиятельных мужей королевства, будучи уже совсем не молодой по тем меркам — в 1016 году. Годиве на тот момент, было, скорее всего, за 30. Леофрик, чья приблизительная дата рождения — 968 год, в 1016 был также не первой свежести.
Существует предположение, что для Годивы это был не первый брак и она, возможно, овдовела, после чего смогла выбрать второго мужа самостоятельно. До замужества Годива владела собственными землями — это право для женщин существовало в Саксонской Англии и было упразднено после нормандского завоевания. Леофрик же властвовал над всей Мерсией, куда входили Чешир, Глостершир, Херефордшир, Оксфордшир, Стаффордшир и другие графства. После свадьбы их наделы были объединены.
Впервые история о необычном поступке Годивы встречается в хронике монаха Роджера Вендровера от 1188 года, то есть через столетие после смерти реального персонажа. В более ранних записях графиня упоминается как уважаемая и набожная женщина, где-то говорится о ее красоте, но нет ни слова о поездке голышом. Это служит, вероятно, самым значительным доказательством того, что такого события никогда не было.
В противном случае, летописи просто не могли умолчать о настолько шокирующем и экстраординарном поступке жены одного из самых могущественных людей Англии. Более того, если описываемые события имели место в 1040 году, Годиве на тот момент должно было исполниться лет 60, так что если на лошади кто-то и ехал, то точно не молодая девушка.
Перепутали с богиней
Согласно документам, Леофрик и его супруга вкладывали значительные средства в развитие своих территорий. Так, они построили в Ковентри бенедиктинский монастырь на месте разрушенной в 1016 году датчанами обители, что позволило крошечному городку со временем превратиться в один из крупных клерикальных центров. Леофрик передал церкви 24 деревни во владение, а Годива жертвовала крупные суммы и украшения. После смерти графа захоронили в том самом возведенном на его деньги монастыре, место упокоения праха Годивы находится, предположительно, там же.
В середине XI века Ковентри был скорее скромной аграрной деревушкой, на территории которой, согласно данным того периода, проживало всего лишь 69 семей. Если и предположить, что поездка Годивы действительно состоялась, то она была бы невероятно короткой. Ковентри представлял собой поселение с одноэтажными домишками, в окрестностях которого не было никакого замка, так что знатной семье было бы негде остановиться даже на ночлег — все это ставит историю под сомнение. Ковентри из легенды о Годиве выглядит вполне развитым средневековым городом со зданиями в несколько этажей, мощеными дорогами и центральным рынком.
Некоторые историки считают, что корни легенды могут расти из фольклора. Это, в своем роде, переосмысление ритуалов племен англов-мерсийцев. Те поклонялись Годе, которую считали богиней плодородия. По традиции, ежегодно в честь богини устраивали праздник: ее олицетворяла обнаженная жрица, восседавшая на коне. Учитывая схожесть в именах Года и Годива, можно предположить, что легенда о графине родилась в результате путаницы с пересказом старинного обряда.
Это не единственный пример подобных языческих ритуалов: в Арденнском лесу по весне устраивали праздник, во время которого юную девственницу провозили по округе верхом на ослике. Христианская церковь, не в силах искоренить отдельные языческие традиции, переняла и узаконила их. Так что легенда о Годиве, которая является частью британского фольклора, возможно, и сама вышла из более ранней фольклорной традиции.
Дарья Александрова, «Дилетант»