Масленица — праздник, корнями уходящий в дохристианские времена. Наши предки-язычники сжигали чучело, тем самым прогоняли зиму и призывали весну, а уже с приходом православия масленичная неделя была последней перед Великим постом.
Зима кончится, если съесть блин и сжечь чучело
Масленица в первую очередь — это языческий праздник прощания с зимой. Наши далекие предки верили, если как следует Масленицу не проводить, то и весна не наступит, и зима не уйдет. Например, обязательно на Масленицу катались на лошадях. При этом, кататься нужно до тех пор, пока лошади не разобьют лед у реки. То есть, они прокладывают дорогу весне. По той же масленичной традиции, на каждую ступеньку крыльца выкладывали блинчик, испеченный с пылу-жару. Так показывали Масленице дорогу — куда ей конкретно идти. Без этой приманки Масленица минует ваш дом, и для вас весна не наступит. Останетесь вы жить в зиме.
Блин на Масленицу – символ солнца. Каждый день Масленицы имеет своё название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощёный день. Блины пекли всю неделю. По традиции, в последний день праздника сжигается чучело. Существовало поверье, что со сжиганием куклы уходят печали и неурядицы. Бытовало поверье, что если не съесть на Масленицу блин и не сжечь чучело, то зима не закончится.
Блины на Масленицу в основном были пшеничными — не дорогое ли удовольствие бросать их под ноги, спросите вы. Почему нельзя было выстелить «дорожку» блинами из дешевой ржаной муки? Да, для простого народа пшеничные блины были недешевыми, но в Масленицу на продуктах не экономили. Нельзя наесться впрок — люди это знали всегда. На празднике же должно быть показное благополучие, на выхвалку, такое изобилие, которое человек даже и не мог себе позволить. Но он должен был показать высшим силам, богам, в которые верил, как хочет жить, к чему стремится, чтобы эти силы знали, как ему помочь. Блинами пшеничными и обязательно маслеными, человек демонстрировал достаток, на который претендует. Если где на Масленицу блины не пекли, то обязательно готовили какое-то другое блюдо, показывающие достаток. Например, ватрушки с творогом. Обязательно на Масленицу должны быть пироги.
В традиции настоящий праздник — наготовить столько еды, чтобы она еще и оставалась. При этом оставшиеся блины нельзя было выбросить. Поэтому в конце Масленицы блины раздавали нищим. В деревнях на берегах Суры, например, их собирали в котомку, подвешивали на чердаке, чтобы они доходили до состояния сухарей. В других местах блины сжигали в костре, показывая, что все, скоромная пища закончилась, начинается пост. Могли налить в чугунок молока, обмазать дегтем и поджечь. Детям объясняли: «Вот молоко сгорело, пенки улетели. Не просите молока, наступает Великий пост».
Есть такая масленичная закличка: «Будет светлый день, будем яйца катить, Пасху святить. Ура!» То есть, такое программирование — семь недель нужно потерпеть, а потом опять праздник и веселая объедаловка. Пасхальная неделя…
Блинисы и «горелые»: Масленица иностранная
Многие полагают, что Масленица — исконно наш праздник. Однако похожие традиции есть и в других странах. Например, в Чехии — Масопуст, а в Греции — Апокриес. Во Франции, к слову, целых два «блинных» дня — Mardi gras (Жирный вторник), когда кидаются яйцами и посыпают друг друга мукой, и праздник света. В Англии и в США отмечается День блина, а в Британии еще и проводятся блинные гонки. В пятнадцатом веке в пост одна из горожанок жарила блины, нарушая церковные предписания. А когда внезапно раздался колокольный звон, так перепугалась, что, забыв обо всем на свете, помчалась в церковь прямо со сковородкой в руках и с недопеченным блином. Теперь в Англии ежегодно проводятся массовые праздничные забеги на короткую дистанцию с блином на сковороде, который нужно еще и переворачивать. Побеждает самый быстрый и ловкий.
Масленица во всех странах, где ее отмечают, длится неделю, а не день. Но почему? Длительные праздники — это признак их архаичности. Обрядовое действо должно быть долгим. В состояние праздника нужно входить, а потом выходить из него. Это актуально, когда у вас очень трудная жизнь, тяжелая, монотонная работа, отсюда и потребность в длинных праздниках. Вряд ли это можно сказать про сегодняшнюю жизнь. Согласитесь, уже нет такого ожидания праздника, как у наших предков. Хотя Масленица — исключение. Ее по-прежнему ждут.
…Где же все-таки родина блинов, как пекут блины в других странах, почему первый блин всегда комом?
По одной версии, Масленицу славянские предки-язычники называли Комоедицей, отсюда и поговорка про первый блин, который комом. И само слово «блин» тоже произошло от славянского «млин», то есть, «смолотый», «приготовленный из муки». В Париже считают, что все блины в мире французские, хотя сами они пекут блинисы, которые положено есть «по-русски», то есть, с семгой, сметаной и даже со сгущенным молоком. Кто же у кого первый блин украл? Но может быть это не столь важно. В свое время произошло проникновение французской кухни в Россию, затем русская кухня пришла к французам. Произошло смешение или, если хотите, взаимопроникновение двух гастрономических культур. Так что блины можно смело считать интернациональным блюдом.
В той же Франции есть блины и пшеничные, и гречневые, и сладкие, и соленые. И у каждого свое название — кроме блинисов и блинчиков, там пекут кримпы, галеты, мятные, с миндалем и даже «горелые». Перед тем как подать к столу, «горелые» блины поливают ромом и поджигают. Но блинным фламбэ нас не удивишь. Если вы прочитаете старинные книги, то узнаете, что в наших трактирах подавали «горелые» блины на французский манер. Только «блин горелый» у нас все-таки имеет другое значение.
Многие знают, что сочень — это пирожок с творогом или творог в тесте. Но поначалу это был блин, намазанный творогом. Его потом сворачивали в трубочку или загибали в конвертик, иногда делали треугольник. Так что сочень — это наше изобретение. Во Франции самые распространенные блины — гречневые. И, главное, французский блин не скручивают трубочкой. Он отличается от нашего тем, что его края загибают с четырех сторон. Еще во французских блинах главное — начинка, в наших — пышность и ажурность.
Но у нас блины тоже изготавливались из гречневой муки, позже в девятнадцатом веке, видимо, под влиянием французской кухни в гречневую муку стали добавлять муку пшеничную, чтобы блины получались нежными.
Вот как писал в романе «В лесах и на горах» Андрей Мельников-Печерский: «Изо всех восемнадцати домов деревни вынесли гречневые блины с маслом и сметаной… Блины в семи печах пеклись, чтобы всем достались горяченькие: в почетные столы пекли на ореховом масле, в уличные – на маковом, мирским с икрой да со снетками, скитским – с луком да с солеными груздями».
Были и блины красные, то есть, пшеничные. Кроме блинов, пекли блинцы, они без дрожжей. Блинчики же, на соде или на взбитых белках, появились значительно позже. И отличались они размером. Блины были только большими в отличие от блинчиков. Как тогда говорили, в блин можно поросенка завернуть.
А кто первый изобрел блин на Земле, поди разберись сейчас…
Источник: «Новое дело» (pravda-nn.ru)