Спустя тысячи лет изделие сохранило яркие рисунки, что невозможно сделать в нашем веке
Современный метод исследования помог увидеть удивительные особенности древнейшего в мире ворсового ковра, изготовленного около 400 года до нашей эры.
Ковер принадлежит к памятникам пазырыкской археологической культуры, распространенной в VI–III веках до нашей эры на территории современного Алтая. Название она получила после того, как в межгорном урочище Пазырык были найдены захоронения с богатым погребальным инвентарем. Ныне эти находки хранятся в Эрмитаже.
Замороженная ткань
Ковер размером 183 на 200 сантиметров был найден в 1949 году археологом Сергеем Руденко в пятом пазырыкском кургане. Благодаря пребыванию в вечной мерзлоте ткань неплохо сохранилась, пишет The History Blog (перевод «Полит.Ру» ). Ковер покрыт сложным узором, включающим в себя изображения цветов, окруженных фигурами грифонов, ланей и конных всадников. Ткань окрашена в красный, желтый и синий цвета.
Возможно, ковёр не был создан на Алтае. В своей книге «Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.)», выпущенной в 1961 году, Руденко пишет: «Изображение коня — его убранство, чёлка, завязанная в виде султана, хвост, завязанный бантом, коврик вместо седла — характерно для Передней Азии и чуждо Алтаю. Алтайцы гриву коня подстригали, хвост заплетали в косу, вместо ковриков употребляли седла с подпругами, нагрудными и подхвостными ремнями».
Представители пазырыкской культуры не жили изолированно от внешнего мира, и в их курганах находят изделия, созданные в других странах: зеркала из Китая и Индии, текстиль из Китая, Персии и Ближнего Востока. Общение и обмен культурными ценностями между народами происходили, в том числе, благодаря торговым путям.
Сергей Руденко замечает, что во всем ковре свыше 1 млн. 250 тысяч узлов. «Поскольку опытная мастерица среднеазиатских или малоазиатских ковров в таком тонком ковре, как описанный выше, вяжет в день от 2000 до 3000 узлов, то на изготовление такого ковра одной работнице потребовалось бы полтора года», — пишет ученый.
Добавляли дрожжи, будто в камамбер
Авторов исследования интересовал секрет удивительной стойкости пигментов на пазырыкском ковре. Одним из возможных ее объяснений было применение ферментации шерсти перед окрашиванием. Этот процесс служит альтернативой отбеливанию и заключается в том, что шерсть замачивают в суспензии из закваски и пшеничных отрубей, в которой содержатся дрожжи Geotrichum candidum (они, вместе с белой плесенью, используются также при приготовлении некоторых сыров, в частности, камамбера).
Дрожжи поддерживают постоянный кислотно-щелочной уровень среды, предотвращают гниение и примерно за три недели разлагают жиры внутри слоя кутикулы, значительно повышая способность шерстяных волокон поглощать краситель и обеспечивая стойкость окрашивания, превосходящую стандарты современного промышленного производства. Ферментация шерсти требует опыта, так как нарушение технологии приведет к тому, что шерсть просто сгниет.
Профессор Карл Месслингер из Университета имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге вместе со специалистом по восточным методам окрашивания текстиля Манфредом Бибером ранее научились определять шерсть, подвергнутую ферментации, при помощи растрового электронного микроскопа. Самые ранние образцы, в которых они обнаружили ферментированную шерсть, происходили из Коньи XVII века. Но чем древнее ткань, тем сложнее выявить следы ферментации, ведь это делается по характерному приподнятому положению внешних слоев кутикулы, а с течением времени волокна шерсти теряют эти слои.
Фрагмент из нескольких узелков пазырыкского ковра профессор Месслингер получил для исследования еще в 1991 году, но имеющийся метод не давал надежного ответа. Теперь специалисты по рентгеновской микроскопии Андреас Шпет и Райнер Финк из Университета имени Фридриха-Александра предложили новую методику. Соавтором немецких ученых стала Людмила Леонидовна Баркова (1928–2014), сотрудник Государственного Эрмитажа, автор работ по материальной культуре алтайских курганов. Для исследования образца использовался рентгеновский микроскоп PHOENIX в Институте Пауля Шеррера в Виллигене (Швейцария).
Шерсть «атаковали» фотонами
Новый метод состоял в визуализации распределения пигментов по поперечному сечению отдельных волокон шерсти с помощью микрорентгенофлуоресцентного анализа. Как и обычная рентгенофлуоресцентная спектроскопия, этот метод состоит в определении химического состава образца по спектру излучения, вызванного при попадании на него рентгеновских лучей. Фотоны высокой энергии в рентгеновских лучах, попадая на атомы, вызывают в них переход электронов на более высокие энергетические уровни.
Спустя всего миллионную долю секунды электроны возвращаются на обычные позиции, а избыток энергии выделяется в виде фотона. Атомы каждого элемента выделяют такие фотоны со строго определенным уровнем энергии, например, атомы железа испускают фотоны с энергией, равной 6,4 кэВ. По количеству выделенных фотонов и их энергии можно определить состав вещества. Отличие микрорентгенофлуоресцентного анализа состоит в том, что при помощи капиллярных рентгеновских линз можно получать информацию в масштабах до нескольких микрометров.
Для исследования брались поперечные срезы волокон. Полученную картину химического состава по всей толщине волокна сравнивали с образцами ковра XVIII века из Коньи, где шерсть была подвергнута предварительной ферментации, с шерстью, которую сами ученые окрасили при помощи марены красильной, а также с натуральной некрашеной шерстью. Полученный результат подтвердил, что шерсть пазырыкского ковра перед окрашиванием также подверглась ферментации. Следовательно, производители ковра, где бы они ни жили, владели этой технологией на две тысячи лет раньше, чем, как считалось, она возникла.