Вертолет президента Ирана найден полностью сгоревшим. Израиль непублично заверил Тегеран в своей непричастности к катастрофе. Но как президентскому борту разрешили лететь в такой сильный туман? И кто еще из мировых лидеров подвергся угрозе смерти за май 2024?
Президент Ирана Ибрагим Раиси погиб. Спасатели обнаружили вертолет, на котором он летел вместе с другими высокопоставленными чиновниками. Выживших нет. Иранское правительство выступило с обращением после экстренного заседания. Власти заявили, что гибель президента не повлечет за собой сбои в работе кабмина. В ближайшие 50 дней должны пройти выборы. Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи призвал граждан страны не волноваться: «никаких потрясений в делах страны не произойдет», отмечает иранское агентство Mehr. Совет стражей конституции Ирана утвердил решение о проведении 28 июня внеочередных выборов президента после гибели Раиси в авиакатастрофе, сообщил официальный представитель ведомства Хади Тахан Назиф.
Из трех вертолетов разбился лишь один
Вертолет иранского президента пропал в холмистой местности на северо-западе Ирана вечером 19 мая 2024 года. Делегация возвращалась из Азербайджана, где иранский президент вместе с Алиевым участвовал в запуске гидроузла на границе Ирана с Азербайджаном на реке Аракс.
Всего в группе было три вертолета: два успешно добрались до места посадки, но тот, в котором находился президент Ирана, пропал с радаров. На борту упавшего вертолета также находились глава МИД, министр энергетики, имам мечети иранского города Тебриза и губернатор иранской провинции Восточный Азербайджан, где и произошло крушение. Причиной крушения стали плохие метеоусловия, заявил посол Ирана в Минске. По его словам, он не в курсе версии о теракте в отношении вертолета президента, которая обсуждается в СМИ.
Об атмосфере в республике говорит иранский журналист и политолог Хаял Муаззин: «Сейчас обстановка в Иране спокойная, люди скорбят о своем президенте. С утра 20 мая народ направлялся в мечети, чтобы совершить совместную молитву, читать Коран в память о погибших. 20 мая был праздничный день, мусульманами мира отмечается — день рождения восьмого имама шиитов, имама Резы, в Иране везде отменены праздничные мероприятия. И сейчас траурная атмосфера в стране. Все информационные агентства и журналисты ждут официальных заявлений. Как я получил информацию, когда они полетели, не было такой туманной погоды, потом это образовалось. В данный момент среди иранского народа мнение, что [гибель] президента — это не обычная авиакатастрофа, и здесь причастны враждебные страны. Создавать такую погодную атмосферу в развивающем технологии мире — это нетрудно, специально это тоже так было сделано, такая погода, чтобы было трудно найти тело президента. Ответ Ирана будет очень-очень жестким. Говорят о том, как гибель Раиси может отразиться на политической жизни страны. Среди населения и в политических кругах мнение, что, наоборот, Иран еще будет сильнее в международной политике. Некоторые думают, что ослабится помощь Ирана сопротивлению ХАМАС, они ошибаются, помощь будет еще увеличиваться».
Накануне крушения метеослужба Ирана предупреждала о дожде и сильном тумане в выходные. То есть, о непогоде пилоты были предупреждены еще до вылета. В ночь поисков туман усилился. Вертолет искали больше десяти часов 73 спасательных отряда. Иран запросил у Турции вертолет с системой ночного видения для поиска президентского вертолета, потерпевшего крушение в горах Восточного Азербайджана, сообщило правительственное Управление по чрезвычайным ситуациям Турции. Также Турция направила в Иран группу из 32 спасателей-альпинистов для помощи в поисках и шесть транспортных средств. Обломки нашел турецкий беспилотник, который заметил в горах сильный источник тепла. Борт спасателей, направленный к месту ЧП, не смог приземлиться из-за плохой видимости и был вынужден вернуться. Добираться до места аварии пришлось пешком. По словам иранских чиновников, поиск и последующее обнаружение останков вертолёта президента Раиси и его спутников было совершено иранскими дронами, а не турецким. Турецкий дрон показывал координаты, которые находились в примерно 10 км от реального местоположения обломков вертолёта. Reuters отмечает, что для возвращения в страну Раиси использовал американский вертолет Bell 212, способный достигать скорости 190 км/ч.
Сотни людей в Тегеране присутствовали на церемонии, посвященной гибели президента Раиси и его спутников. Тысячи жителей Тебриза приняли участие в похоронах президента Ирана и его спутников. По данным СМИ, количество людей, участвовавших в этой церемонии, является беспрецедентным за последние десятилетия. После церемонии прощания в Тебризе тело президента Раиси прибыло в Тегеран.
В Иране объявлен 5-дневный траур. Индия, Пакистан, Ирак, Сирия, Ливан, Куба, Турция и Таджикистан объявили общественный траур в связи с гибелью иранского президента и его спутников.
Изменится ли Иран после гибели президента?
Ибрагим Раиси принадлежал к ультраконсервативному политическому крылу и поддерживал жесткую линию в отношениях с Западом. При этом он выступал за восстановление иранского ядерного соглашения, которое предполагает постепенную отмену санкций в обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность.
Раиси родился 14 декабря 1960 года в Мешхеде. Еще в студенчестве он поддерживал идеи свержения монархии. В 1978–1979 годах принимал участие в Исламской революции. С 1980 года работал в судебной канцелярии в пригороде Тегерана, впоследствии стал прокурором Кереджа. В разные годы возглавлял генеральную инспекцию Ирана, следил за деятельностью исполнительных органов власти. С 2019 являлся верховным судьей страны. На этом посту инициировал разработку законопроектов по защите женщин от бытового насилия, развернул кампанию по борьбе с коррупцией. В том же году был включен в санкционные списки США и Евросоюза за нарушения прав человека. Впервые Ибрагим Раиси баллотировался в президенты в 2017 году, но проиграл Хасану Роухани, переизбранному на второй срок. На выборах 2021 года Раиси одержал победу, набрав более 60% голосов.
Как считает политолог, востоковед Елена Супонина, без Раиси политический курс Исламской республики не изменится: «Раиси — это человек, с которым Западу было сложнее вести дела, чем с Роухани (предыдущий президент Ирана). Значение Раиси больше во внутренней политике Ирана, во внешней мало что изменится, здесь его курс полностью соответствует тому, что хочет и хотел всегда аятолла Хаменеи как глава государства, как духовный лидер Ирана. Конфронтация с Западом была не выбором самого Раиси, а выбором Соединенных Штатов Америки, которые еще до Раиси начали применять более жесткую тактику по отношению к Ирану. У Раиси имеется вице-президент, верный ему человек Мохаммед Мохбер, который придерживается таких же консервативных взглядов, к тому же большой специалист в финансах и экономике. Вряд ли от перемен фигур в Иране может что-то измениться в ближайшем будущем. Все остается под контролем».
«Соперничество в руководстве Ирана, как и в любой политической системе, всегда было и есть. Это нормальное явление, — отметил политолог Виктор Надеин-Раевский. — Есть консервативная часть элит, есть часть, настроенная на реформы. Раиси скорее относился к последним, хоть его и нельзя назвать «бешеным реформатором». Раиси лицо духовное, в Иране вообще все ветви власти имеют очень структурированную и жесткую окраску и всегда держатся за свои полномочия. Вмешаться в дела парламента, например, президента не допустят, в дела судебной системы и подавно. Все это очень четко разложено и очень сбалансировано. Конечно, в случае смерти или тяжелых травм пост должен занять вице-президент, это предусмотрено заранее. Но надо учитывать и то, что президент Ирана — это не высшее руководство страны. Высшим руководителем страны является духовный лидер Ирана — аятолла. Без духовного лидера Ирана не решается ничего, все основные вопросы международного порядка обязательно проходят при согласовании или по указанию духовного лидера, он может остановить любое действие, которое планируется».
В свою очередь Израиль поспешил непублично заверить Тегеран в собственной непричастности к катастрофе. Официальный Тегеран никак не обозначил возможную причастность к трагедии США или Израиля, а иранское госагентство IRNA говорит о версии технической неисправности в крушении вертолета как о приоритетной. В чем именно была неисправность, агентство не уточняет.
«Летчик должен говорить «нет» своим пассажирам»
Как говорит летчик-испытатель, вертолетчик Вадим Базыкин, президентский вертолет, летая в горах в густой туман, намеренно нарушал правила безопасности: «Горная местность — это всегда неравномерный прогрев. Солнечная сторона подсасывает вертолет, а теневая сторона, наоборот, в восходящие потоки вас бросает. А тем более в горной местности с лесом это постоянная турбуленция, постоянные воздушные завихрения. Туман всегда говорит о том, что именно в этот момент, когда есть туман, ветра нет. Если происходит прогрев, туман рассеивается. Но в туман просто ухудшается видимость. И летчики очень часто провоцируются в горах тем, что если есть туман, то ветра нет, и значит, можно попробовать сесть на площадку, если пилот знает маршрут, то начинает рисковать. Ну, вообще в туман, тем более в горной местности, летать просто запрещено по документам на любом вертолете. Вертолеты могут садиться вслепую в аэропорту, там, где диспетчер вас ведет, он может взлетать вслепую там, где диспетчер вас видит, но на площадку просто с воздуха или на необорудованную площадку нельзя производить посадку в туман. Просто нельзя по закону. Если ты попал в туман, то надо сразу из этой зоны уходить. Туман не бывает на больших высотах, он бывает на высоте максимум 300 метров, ну пробей ты эту высоту, двигатель на тех вертолетах очень мощный, выйди выше облаков. Видимо, не успели это сделать.
Предполагается, что они могли вылететь, пока тумана еще не было, потом туман вдруг появляется. Но туман появиться вдруг не может, он не может мгновенно возникнуть. В любом случае необходимо анализировать погоду, решать, что не нужно туда лететь. Надо уметь говорить «нет» своим пассажирам, это должен уметь делать любой нормальный летчик. В таком случае надо возвращаться и объяснить пассажирам, что по прошествии двух часов туман рассеется, тогда и полетим», — заключил Базыкин.
Ситуация в районе авиационного происшествия на северо-западе Ирана была сложная – определялась термической депрессией, рассказал метеоролог Евгений Тишковец. При осадках видимость ухудшалась до одного-трех километров, в облаках – до нескольких сотен и десятков метров. Порывы ветра достигали 10-15 метров в секунду, в горах местами до 21 метра в секунду. По словам метеоролога, полеты в горах при таких метеоусловиях запрещаются.
Случайности не случайны?
За последние две недели:
7 мая: Покушение на наследного принца Саудовской Аравии.
13 мая: Президент Турции Эрдоган проводит экстренное совещание после предупреждения о возможном военном перевороте.
15 мая: Покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо.
16 мая: Гражданин арестован за угрозу убить президента Сербии Вучича.
19 мая: Король Саудовской Аравии Салман госпитализирован во второй раз за четыре недели.
19 мая: Крушение вертолета с участием президента Ирана Раиси и министра иностранных дел Амира-Абдоллахяна.
21 мая. У супруги президента Сирии 48-летней Асме Асад диагностировали лейкемию (острый миелоидный лейкоз).
Вопросы к авиакатастрофе
«Сейчас главная задача силовиков Ирана – найти ответ на вопрос, что случилось. От этого будет зависеть многое», – подчеркнул политолог Марат Баширов в своем Telegram-канале. Он напомнил, что 13 мая Иран и Индия подписали соглашение об эксплуатации порта Чабахар. Нью-Дели намерен развивать порт на юго-восточном побережье страны вдоль Оманского залива, чтобы получить маршрут транспортировки товаров в Афганистан и страны Центральной Азии в обход портов Карачи и Гвадар в Пакистане. Стоимость контракта, заключенного между Indian Ports Global Limited и Организацией портов и судоходства Ирана, составит 370 млн. долларов. Тогда в Вашингтоне, комментируя соглашение, пригрозили Дели санкциями. «Любая организация, любой, кто рассматривает возможность заключения деловых сделок с Ираном, должен осознавать потенциальные риски, которым он подвергается, и потенциальный риск санкций», – цитирует представителя Госдепартамента США Веданта Пателя Баширов. Эксперт называет соглашение «ударом по контролю транспортных коридоров Штатами». «И вот через неделю после подписания гибнет Раиси», – указал на совпадение Баширов.
Авиакатастрофа действительно вызывает много вопросов. «Главный из них: как президентскому борту разрешили лететь при таких погодных условиях?» – говорит востоковед Лана Раванди-Фадаи. Уже звучат теории о том, что трагедия произошла по вине израильских или американских диверсантов. «Многие иранцы пытаются найти этому доказательства, вспоминая предыдущие заявления политиков из Тель-Авива и Вашингтона. Но официальных обвинений нет». Трагедия сплотит местное общество, считает Раванди-Фадаи. На этом фоне она не ожидает дестабилизации в Исламской Республике: «Основные рычаги власти в Иране не у президента, а у духовного лидера. Поэтому страна продолжит стабильно функционировать, даже несмотря на трагедию».
В иранской государственной схеме президент не является главой государства, также напоминает политолог Федор Лукьянов. Эту функцию исполняет духовный лидер – аятолла. Президент же фактически лишь руководит исполнительной властью. «Он избирается всенародным голосованием, однако, с этапом предварительного идеологического отбора и отсечения недопустимых для системы кандидатов. Таким образом сохраняется плюрализм при выборе, но многообразие ограничивается разрешенными рамками, – подчеркивает политолог. — Президентские выборы не являются лишь процедурой утверждения отобранных кандидатов, имеет место реальная конкуренция и борьба, итог президентского голосования может оказаться не таким, как предпочитает верховная клерикальная власть». Лукьянов приводит в пример глав Ирана Хатами и Ахмадинежада, которые заняли свой пост вопреки желаниям правящей группы. «Благодаря сложной системе управления и контроля, а также в определенной степени дублированию функций, работа государственного аппарата достаточно устойчива к шокам, наподобие того, что произошел сейчас, вакуум власти не возникает. Однако эта же сложность и наличие групп разных интересов повышает риски нарушения внутреннего баланса. Тем более что внутренняя ситуация в Иране, мягко говоря, и так далека от идеальной на протяжении уже довольно длительного времени», – акцентирует Лукьянов.
Схожей точки зрения придерживается и востоковед Владимир Сажин. По его мнению, гибель Раиси способна спровоцировать политическую борьбу в верхних эшелонах власти Ирана. «Более того, те силы, которые выступали организаторами протестов против государственного строя в 2022-2023 годах, могут воспользоваться ситуацией и начать принимать определенные шаги по дестабилизации обстановки», – добавил востоковед. Впрочем, Сажин исключает возможность политического переворота в Иране.
Что западные СМИ пишут о смерти Раиси
Смерть иранского президента активно обсуждают западные СМИ. Они изучают и обстоятельства крушения, и предполагают политические последствия происшествия.
Bloomberg анализирует вклад Раиси в политику Ирана. Он победил благодаря рекордно низкой явке, утверждает Bloomberg, и пообещал прекратить попытки построить торговые связи с Западом и вместо этого сосредоточиться на развитии сотрудничества с Китаем и Россией. Сейчас Иран занимает третье место по объему производства нефти среди членов ОПЕК и продает ее в основном Пекину. С Россией, как отмечает агентство Bloomberg, Тегеран ведет военное сотрудничество, в том числе в сфере разработки дронов.
The New York Times подчеркивает, что о смерти президента Раиси было объявлено с трибуны самой почитаемой шиитской святыни Ирана, мавзолея имама Резы в его родном городе Мешхеде. Ночью там собралась большая толпа его сторонников, которые провели коллективную молитву. Когда с трибуны прозвучали слова о гибели президента, люди разразились громкими криками и причитаниями, пишет газета.
Обсуждаются альтернативные версии крушения. Журнал Time выдвигает версию о причастности к аварии израильских спецслужб. Авария произошла через два месяца после массированной атаки Ирана по Израилю в ответ на авиаудар по посольству Исламской республики в Сирии. Главный аргумент в том, что катастрофа произошла близ границы Азербайджана, а СМИ ранее сообщали о сотрудничестве Баку с израильским «Моссадом» в вопросах Нагорного Карабаха.
Тем временем неназванный израильский чиновник в разговоре с Reuters опроверг причастность Израиля к крушению самолета.
The Economist пишет о возможном заговоре внутри страны. У Раиси, дескать, длинный список внутренних врагов: от относительных умеренных политиков, которых «радикальный» президент якобы маргинализировал, до коллег-консерваторов, которые считают, что он был «неумелым президентом», утверждает издание.
С гибелью президента Ирана начались сдвиги не только в действующей конфигурации властей, но и в вопросе преемников фактического главы государства, великого аятоллы, 85-летнего Али Хаменеи. Высшим руководителем республики он является уже 34 года, и последние годы главным кандидатом в преемники был именно Раиси. К слову, сам Хаменеи стал высшим руководителем, побывав президентом Ирана. Раиси должен был повторить этот путь — теперь же, как считает Politico, ключевой пост в стране наверняка займет старший сын Хаменеи 54-летний Моджтаба.
Сейчас обязанности президента Ирана исполняет первый вице-президент Исламской республики 68-летний Мохаммед Мохбер. Как отмечает Reuters, он, в отличие от погибшего Раиси, до сих пор не под санкциями, хотя и считается человеком, близким к верховному лидеру.
Формальные отношения с США уже почти 50 лет находятся на уровне, немного выше того, что позволяет американцам Северная Корея. Однако при этом информационный обмен с Западом присутствует повсеместно, изоляции нет и в помине. А качество владения английским языком у иранской элиты является довольно высоким. У Тегерана есть весьма солидный опыт выстраивания политики и экономических связей, неуязвимых для давления со стороны Запада. Иран на протяжении нескольких десятилетий кровью платит за свою самостоятельность в отношениях с Западом, да и вообще со всем миром. Непрестанное состояние борьбы, как и древняя история, выработали у иранской элиты твердую уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого. При этом Иран всегда будет придерживаться только своих интересов.
Источник: Business FM, «Взгляд», t.me/IRANist1, t.me/khayalpressa313