Массовые взрывы пейджеров, раций и других устройств с электронными компонентами по всему Ливану произошли 17 и 18 сентября 2024. Так что же произошло в Ливане и как это откликнется на физической безопасности каждого человека в мире?
Цивилизация литиевых аккумуляторов
Мы окружены литиевыми аккумуляторами. Телефон, планшет, электрические авто — от электробуса до гольфкара, на котором ездит Трамп, медоборудование, приборы VR, фотоаппараты и камеры. Нобелевский комитет, давший технологии накопления энергии через уникальные свойства лития премию по химии, лет пять назад сформулировал это так: «Литий-ионные аккумуляторы произвели революцию в нашей жизни с тех пор, как впервые появились на рынке в 1991 году. Они заложили основу беспроводного общества, свободного от ископаемого топлива, и приносят человечеству величайшую пользу».
Некие люди (весьма понятные, впрочем) произвели реплику литиевого аккумулятора, которая: а) выглядит, как он; б) обладает всеми его функциями (заряжает устройство, держит заряд, заряжается сама; в) проходит поверхностные меры безопасности (визуал, рамка, сканер, прочее такого же рода, используемое повсеместно от аэропорта до, скажем, входа в иранское посольство в Бейруте); г) взрывается по команде, нанося серьезный ущерб.
Причём в промышленных масштабах. Не просто устройство для разовой акции (такого было много: от тех же моссадовских ликвидаций через мобильный телефон до убийства талибами Ахмад-шаха Масуда ручной телекамерой с взрывчаткой), а устройства-реплики большой партией, произведённые на промышленных предприятиях и установленные в коммерческие устройства, предназначенные для неопределенного круга лиц. Технологию испытали на системе («определенном круге лиц», пусть и со случайными «расширениями» вроде детей), сильно озабоченной своей безопасностью. Испытания увенчались полным успехом.
Соотношение погибших и пострадавших (37 человек на 4000) связано с тем, что количество взрывчатки коррелирует с размером аккумулятора. Очевидно, что в батарею планшета, ноутбука или премиального телефона типа «лопата» можно поместить больше взрывчатки (с полным сохранением визуальных, функциональных и рентгеновских свойств равно аккумулятора и устройства), чем в батарею пейджера. Соответственно, и ущерб от приведения устройства в действие будет больше, чем оторванные яйца или ослепшие глаза. Наиболее рискованной сферой для инноваций этого рода неизбежно станет гражданская авиация, которая необратимо изменится после первого применения их на практике.
Есть вещи, которые не делаются не потому, что их сделать нельзя технически, а потому что не надо их делать. Смысл терактов 11 сентября в США был не в том, что самолеты разбились или здания упали, а в том, что неленивые креативные люди объединили эти достаточно стандартные события единым замыслом и организационным контуром. И это поменяло примерно всё.
Необратимый переход. Опыт промышленного изготовления плохо уловимых обычными средствами контроля взрывных устройств и размещение их в носимых предметах массового пользования можно сравнить с переходом от «зараженных корью одеял» к современному биологическому оружию. Инновации, промышленность, масштабируемые и массовизируемые технологии пришли туда, где было кустарное производство и мелкое частное предпринимательство. Завод стал делать то, что делали долго, индивидуально и дорого люди типа киношного технаря Кью для агента 007 Джеймса Бонда. Счастья человечеству в целом (и безопасности Ближнему Востоку в частности) это не добавит.
Мы – цивилизация литиевых накопителей энергии, и т.н. «цивилизованный человек» значительно более зависим от них, чем «пребывающий в феодализме ближневосточный террорист». Вызов даже не абстрактной глобальной безопасности, а отдельной физической безопасности каждого брошен беспрецедентный. И сегодня в сотнях лабораториях (официальных и подпольных), офисах и бункерах всего мира вертят в руках литиевые аккумуляторы и приборы, для которых они предназначены, и смотрят на них совершенно другими глазами. Оценивать, кто тут хороший, кто плохой, кто «защищается», кто «нападает», в чем «военный смысл», а в чем «политический» – бессмысленно. Произошедшее сильно по потенциалу последствий выходит за пределы ближневосточного конфликта.
Долгая разработка израильской разведки
Израильские спецслужбы как минимум 15 лет планировали операцию по подрыву пейджеров в Ливане, сообщает информагентство «ABC» со ссылкой на источник в американской разведке. «Израиль приложил руку к производству пейджеров, которые взорвались на бойцах «Хезболлы», и подобная операция по перехвату цепочки поставок планировалась по меньшей мере 15 лет», — сказал собеседник агентства. По его словам, в подготовке участвовали подставные компании, связанные с офицерами израильской разведки «Моссад». Эти фирмы служили прикрытием для настоящего производителя пейджеров. При этом некоторые сотрудники этих предприятий даже не были в курсе, на кого они в действительности работают.
Одной из таких фирм была зарегистрированная в Будапеште «BAC Consulting», заключившая контракт на производство пейджеров под тайваньским брендом «Gold Apollo». Представитель венгерского правительства заявил «ABC», что производства пейджеров в Венгрии никогда не было, а компания была «торговым посредником, не имеющим производственной или операционной площадки в стране». Венгерское управление по защите конституции заявило, что ни одна венгерская фирма или специалист не участвовали в производстве или модификации взорвавшихся в Ливане пейджеров, сообщило агентство «Reuters».
Газета «The New York Times» написала со ссылкой на источники в израильских спецслужбах, что подготовка спецоперации Израиля по массовому подрыву устройств связи «Хезболлы» началась не менее трех лет назад, и назвала операцию «троянским конем современности». Как утверждается, для этого на территории Венгрии была зарегистрирована ничем не примечательная компания «BAC Consulting», которая стала собирать заказы на пейджеры по лицензии от тайваньской «Apollo Gold». На первых порах фирма продавала обычные устройства и собирала базу клиентов, однако само производство и работающие на нем сотрудники спецслужб Израиля были скрыты за несколькими слоями компаний-пустышек. Другими словами, для конспирации создали по крайней мере еще две фирмы-прокладки, в СМИ всплыло наименование болгарской компании «Norta Global Ltd». Как бы там ни было, когда венгерская «BAC» заработала репутацию надежного поставщика, организаторы схемы вышли на структуры «Хезболлы».
По данным газеты «The New York Times», первые заминированные пейджеры доставлялись в Ливан еще два года назад, но небольшими партиями, поэтому в «Моссаде» решили стимулировать спрос. Для этого в прессу была вброшена информация о том, что Израиль вложил огромные средства в инструменты взлома смартфонов, позволяющие дистанционно активировать микрофоны и камеры устройств. Судя по всему, «Хезболла» проглотила наживку, потому что прошлой зимой членам организации запретили пользоваться мобильными телефонами. Поддерживать связь группировка решила с помощью пейджеров — электроника простая, камеры или микрофона нет, — и вроде бы проверенному венгерскому поставщику начали поступать крупные заказы.
Французское СМИ «France 24» пишет: «Gold Apollo» категорически отрицает причастность. Согласно заявлению компании, лицензия на производство пейджеров была выдана фирме «BAC Consulting», зарегистрированной в Будапеште. Однако по указанному в документах адресу нет ни фабрики, ни склада. Венгерские власти сообщили, что «BAC» — это компания-перекупщик без производственных объектов в Венгрии. По данным Будапешта, заминированные устройства вообще не появлялись на территории страны. Сама фирма была основана два года назад, и у нее был только один сотрудник, он же гендиректор. Тайваньский производитель пейджеров «Gold Apollo» заявил, что эта партия была произведена будапештской фирмой «BAC Consulting Kft» по лицензии. На подорванных на следующий день рациях был логотип японского бренда «Icom», но компания утверждает, что не производит такую модель, которая фигурирует в СМИ, уже десять лет. Не выпускаются даже аккумуляторы для нее». Кроме того, на тех устройствах, которые взорвались, отсутствовала голограмма бренда, а значит, они были подделаны, утверждает «Icom».
Почему взорвались пейджеры
По данным «The New York Times» и источников ряда других изданий, заминированные устройства были начинены взрывчаткой под названием пентаэритриттетранитрат, или PETN. Вещество было разработано еще в конце XIX века и с тех пор широко используется в военных и промышленных детонаторах, в качестве компонента пластичной взрывчатки и в отдельных видах боеприпасов. PETN хорошо известен и террористам — за последние 50 лет вещество применялось не менее чем в восьми крупных терактах на разных континентах, в том числе при попытке подрыва рейса американской «Northwest Airlines» из Амстердама в Детройт. По химической структуре PETN похож на нитроглицерин и имеет сопоставимую эффективность и примерно в 1,5 раза мощнее тротила.
После одного из терактов с применением этого вещества о нем был снят репортаж CNN. В эксперименте с подрывом PETN поучаствовал журналист телеканала Ник Робертсон: «Взрывчатка PETN выглядит как белый порошок. Мы проводим эксперимент всего с 6 граммами вещества — куда меньшим объемом, чем было у террориста на рейсе Амстердам — Детройт. Для этого мы отправились на ферму в британской глуши, где эксперт-взрывотехник продемонстрирует нам разрушительную силу PETN. Все происходит на самом деле, и до взрыва остаются считанные секунды… Всего 6 граммов PETN оставили глубокую воронку на стальной пластине, толщиной вдвое больше фюзеляжа самолета. Всего 6 граммов. Компоненты для производства такой взрывчатки крайне сложно достать, но само вещество выглядит, как сахар или соль. Можно представить, как сложно его выявлять службам безопасности аэропортов».
Одна из главных особенностей PETN — сложность его детекции (обнаружения). В 2010 году две крупные бомбы были обнаружены в Великобритании и Дубае в грузовых самолетах «UPS» и «FedEx», которые готовились к вылету в США. По результатам расследования выяснилось, что взрывоопасные посылки отправили из столицы Йемена и до обнаружения они перевозились в том числе на пассажирских самолетах. Авиакомпания «Qatar Airways» заявила, что взрывчатку не учуяли специально обученные собаки, и она не отобразилась при сканировании груза, что позднее подтвердили спецслужбы Германии.
По данным «The New York Times», несколько граммов PETN было заложено внутрь батарей пейджеров и других устройств, которые израильским спецслужбам удалось продать ливанцам и членам «Хезболлы».
Израиль отрицает, но бьёт по Ливану
Израиль отвергает причастность к подрыву пейджеров в Ливане, заявил президент еврейского государства Исаак Герцог в интервью телеканалу «Sky News», пояснив, что Израиль не причастен к подрывам, поскольку не желает полномасштабной войны с Ливаном. «Однако Ливан стал заложником террористической организации и по совместительству политической партии «Хезболла», — заявил президент Израиля. И в то же время ВВС и артиллерия Израиля с 19 сентября принялись активно наносить удары по целому ряду населенных пунктов на юге Ливана. В пресс-службе ЦАХАЛ заявили, что бьют по целям организации «Хезболла», чтобы подорвать ее потенциал и инфраструктуру. Число погибших из-за обстрелов юга Ливана со стороны армии Израиля увеличилось до 182, ранены 727 человек, сообщил 23 сентября 2024 года ливанский Минздрав. Истребители ЦАХАЛ были замечены в том числе над столицей Ливана — Бейрутом, были нанесены ракетные удары по столичному пригороду Дахии, где находятся штабные офисы шиитской милиции «Хезболлы». Израиль призвал ливанцев эвакуироваться с территорий, где «Хезболла» хранит оружие, поскольку Тель-Авив планирует усилить атаки. В ответ «Хезболла» нанесла ракетный удар по северу Израиля.
18 сентября 2024 министр обороны Израиля Йоав Галант заявил о начале «новой фазы» войны — израильские силы и ресурсы будут перемещены на северный фронт. Незадолго до начала ударов по Ливану 19 сентября глава генштаба Армии обороны Израиля Херци Ха-Леви «утвердил планы боевых действий на северном фронте». Израиль практически сворачивает военные действия в секторе Газа, потому что, судя по всему, планируется операция с Ливаном. «Американцы, в частности, не очень хотели бы, чтобы израильтяне ввели свои войска на юг Ливана, откуда они вышли 24 года назад, причем вышли под давлением ливанского сопротивления и не совсем добровольно, приняв решение о выходе в связи с тем, что дальше уже оставаться там было нельзя, слишком много вооруженных столкновений и так далее, — отметила политолог, востоковед Елена Супонина. — Надо ли все это возвращать обратно? Вопрос очень спорный. Насколько это обеспечит безопасность самого Израиля? Здесь возникают сильные сомнения. Так что эскалация неизбежна. Точно у израильтян на столе лежит и сценарий ввода сухопутных войск, но будут ли они его реализовывать, еще зависит от многих факторов, в том числе от реакции «Хезболлы», лидер которой, Хасан Насралла, выступил с часовой речью и сказал, что ливанцы готовятся к любому сценарию, в том числе к самому худшему».
Источник: t.me/glebsmith77, BFM