О производстве научно-популярных фильмов и передач рассказывает режиссер Алексей Акимов.
— Ранее была киностудия «Центрнаучфильм», на телевидении выходила программа «Очевидное-невероятное», которую вел легендарный ученый-физик Сергей Капица, и даже художественный кинематограф и мультипликация обращались к теме науки, космоса, будущего. Как выглядит научное телевидение сегодня?
— Если посмотреть на тренды последних лет, то тематическое телевидение сейчас ценится и смотрится гораздо лучше. Зритель хочет видеть то, что ему близко, что его цепляет, без лишней мишуры. Поэтому сейчас столько нишевых телеканалов. Под разные предпочтения созданы отдельные каналы про охоту и рыбалку, про гейминг и киберспорт и про остальные сферы досуга. Не последнюю роль в становлении таких каналов сыграл YouTube.
Если говорить о научном телевидении, то оно как всегда актуально — и тогда, и сейчас. Существуют темы, которые не имеют срока давности для человека. Мне даже кажется, что сейчас есть определенный прогресс в научно-популярном телевидении, так как меняются и улучшаются выразительные средства, которые позволяют доносить нужную информацию до абсолютно любого зрителя.
— По какому признаку из целого потока научной тематики вы отбираете истории для своих документальных фильмов?
— Есть огромное количество вещей, которые волнуют каждого человека. Медицина, технологии, интернет, искусственный интеллект и прочее. Например, сейчас мы готовим проект образовательного характера — «Тайны анатомии», который призван дать человеку понимание того, как он устроен, из каких органов состоит и как функционирует. Помимо этого, есть много фильмов про медикаменты, витамины, где им дается полное научное обоснование. То есть, мы поднимаем темы, которые толком не изучены обыкновенным человеком.
Неотъемлемая часть нашего телеканала — это научные открытия, которые ежегодно нам преподносит Нобелевская премия. На наш взгляд, она абсолютно меняет мир науки. Чтобы люди узнавали о последних открытиях, мы показываем вручение премии в прямом эфире. Например, вы знали, что совсем недавно сделали фотографии, доказывающие существование черных дыр? Ученые предоставили эти фотографии мировой общественности. Теперь нет никаких сомнений, что черные дыры существуют. Есть гравитационные волны, которые были открыты и доказывают, что возможно частичное путешествие во времени. Одним словом, мы всегда пытаемся быть в центре научных событий и рассказывать о них.
— Какие технологические средства используете для ваших съемок?
— Довольно большое количество скоростных камер, тепловизоров, шлирен-съемки (метод Тёплера) и другие ноу-хау приемы. Есть масса вещей, которые невозможно показать обычными средствами. К примеру, взрыв на экране всегда выглядит эффектнее, когда дан в замедленной съемке. Это определенный тренд. Невозможно сделать интересный контент, если он будет без каких-то технологических фишечек.
— Как вы осуществляете взаимодействие с интернетом?
— Мы ведем собственный канал на YouTube. Там наш контент смотрят более 1 миллиона подписчиков. Помимо собственного присутствия в Интернете, мы еще запустили на телеканале несколько совместных проектов с такими Интернет-форматами, как «Ученые против мифов» и «Физика».
— Есть в планах создавать отдельный контент для Интернет-площадки?
— Меня давно не покидает мысль, что надо изменить последовательность и сначала делать программы для интернета, чтобы привлечь более молодую аудиторию на телеканал, а не наоборот, как происходит сейчас, когда премьера выходит в телевизионном варианте, а уже потом попадает в Интернет.
— Расскажите о ваших самых сложных съемках.
— Помню, как под Новый год, когда была зима без снега, мы решили, что науке не нужен снег, если есть жидкий азот. И в результате вылили так много баллонов, что температура в павильоне упала до такой степени, что практически стало невозможно снимать — изо рта шел пар, мерзли руки, запотевала оптика.
А второй мой случай — это съемка детской минипрограммы, где дети объясняли сложные научные явления своими словами. За два съемочных дня я понял, насколько же непросто найти к каждому ребенку свой подход. Более того, меня поразила детская любознательность, потому что буквально каждый ребенок подходил ко мне с каким-то вопросом. И я про себя тогда подумал: «Почему вот этого ребенка сейчас интересует как устроен дождь, а не когда ему подарят констуктор?» (Смеется.)
— О чем бы вы хотели снять фильм?
— Прежде всего, про те открытия и разработки военной промышленности, которые раньше были засекречены, а со временем стали частью нашей повседневной жизни, как тот же Интернет и GPS. И еще есть мечта снять фильм про звук и про музыку с научной точки зрения, то есть, объяснить, что звуки представляют нечто большее, чем мы слышим, — как они могут лечить, убивать и тому подобное.
— Вы с детства интересовались наукой?
— В детстве я увлекался музыкой. У меня первое образование музыкальное. Работал в разных оркестрах, занимался музыкой профессионально. Потом понял, что режиссура — это мое. И уже второе образование получал режиссерское. Но при этом у меня вся семья врачи. От них у меня определенный интерес к науке и к медицине. Но, несмотря на это, я все равно выбрал другой путь, связанный с телевидением.
— Режиссер телеканала — это…
— Ответственность за информацию, которую ты показываешь. Потому что в мире науки мало субъективности. И самое главное — не врать. На телевидение часто используют фразу: «да это никто не поймет», «это никто не увидит» и так далее. Для меня это какая-то индульгенция человеческой лени.Злата Влюбиц
tvkinoradio.ru