Наш скромный отель был рядом с главной улицей Барселоны, Ла-Рамбла. В нескольких шагах — городская ратуша и… бордель.
В окне стоит такая себе копия Мэрилин Монро и выглядывает своего «президента». Заметив камеру, девушка не смущается, а, наоборот, машет ручкой, приветствует… Недалеко — магазинчик, где свободно торгуют марихуаной. Еще через несколько шагов — метро. И вы бы никогда не догадались, что в том месте бурлит «подземная» жизнь, потому что нигде не слышно шума. Среди улицы стоит стеклянная будка. Это лифт под землю. Нажимаешь кнопочку, и через мгновение спускаешься в метро.
Куда смотрит Колумб?
Упирается Ла-Рамбла в море, точнее, морской порт. Улицу венчает памятник Христофору Колумбу. Это одна из самых посещаемых статуй Барселоны. Также она является напоминанием, что Колумб бывал в городе, у королевы Изабеллы I и короля Фердинанда II. Авторы композиции внутри колонны соорудили лифт, что позволяет добраться до ног мореплавателя и осмотреть город с высоты 60 м. Колумб держит вытянутой правую руку. Его указательный палец направлен в море. Гиды любят спрашивать туристов: «Как вы думаете, куда показывает Колумб?» В ответ почти стопроцентно слышат: «На Америку». Оказывается, вовсе нет: перст мореплавателя указывает на Майорку. По одной из версий, Христофор Колумб родился именно на этом острове.
Самые невероятные дома
Но больше всех туристов в Барселоне поражают творения знаменитого архитектора Антонио Гауди. Он жил на рубеже ХІХ и ХХ вв. и был новатором в своем деле. «Природа не знает прямых линий», — любил повторять художник. А потому дома Гауди причудливые. В них не увидите обычных углов. Крыши, балкончики или камины волнистые, с изгибами. Благодаря Гауди в Барселоне привычными стали крыши-драконы, балконы-черепа, колонны-стволы деревьев, помещения-пещеры, цветы, застывшие в рельефной керамике… Архитектор в своих домах обходился без несущих стен. Внутри все выложено особой каталонской плиткой. Поэтому внутри прохлада держится даже при невероятной испанской жаре. И до сих пор здесь обходятся без кондиционеров.
Среди самых выдающихся зданий каталонского гения — Дом Мила, Бальо, Висенс, а самое известное украшение Барселоны – конечно же, храм Саграда Фамилия.
Одним из выдающихся творений Гауди является также дом известного каталонского промышленника того времени Гуэля. Дом держат высокие колонны и арки, через которые прямо в вестибюль въезжали гости на конных экипажах. Вместо подвала Гауди соорудил «парковку» для карет с конюшнями! В центральном зале установили орган уникальной конструкции, а другие комнаты расположили по кругу вокруг нее. Крыша дома тоже необычна. На нем нет дымовых труб или дымоходов, вместо них — сказочные разноцветные скульптуры, инкрустированные кусочками разноцветной керамики. Подобным образом Гауди украсил и парк, названный в честь Гуэля. В нем тоже есть причудливые домики, 150-метровая скамейка-змея и колонны-пальмы, стоящие наклонно, однако прочно держат на себе большие конструкции… Все украшено керамикой.
По парку Гуэля можно гулять часами! Он разделен на уровни: платный и бесплатный. В платный билеты раскупают буквально за полчаса до открытия. Но весь комплекс можно осмотреть бесплатно, если заходишь в 8 часов утра, пока закрыты кассы. Вас не задержит охрана. А вот если пришли после восьми и не удалось купить билет, то ни одну группу или человека вне лимита не пустят.
Последние годы жизни Гауди был отшельником и вел почти монашеский образ жизни. Его увлек труд над одним проектом — храмом Саграда Фамилия. Работа поглотила мастера настолько, что он совсем забыл о себе, перестал заботиться о своем внешнем виде. Случалось, прохожие принимали великого художника за нищего и подавали ему милостыню. Так было и в трагическое летнее утро 1926 г. Неподалеку от Саграды архитектора сбил трамвай. Водитель такси отказался везти травмированного бедняка в больницу. И Гауди умер…
Вдохновляли женские страдания
Не могла я обойти в Барселоне и музей одного из величайших художников ХХ в. Пабло Пикассо. Эксперты называют его самым дорогим художником в мире. И самым плодовитым — за 78 лет творчества он создал более 147-800 произведений искусства. Особенно меня зацепила картина «Менины» — пародия на известное произведение Диего Веласкеса. Героев полотна — королевскую семью — Пикассо решил перенести в свое «измерение», изобразив в технике «кубизм». Вместо лиц, рук, глаз героев видим странные ромбики и кубики. Порой трудно узнать в изображаемом человека. А собака подобна крысе, потому что нанесена на полотно вообще схематично…Неудивительно, что художника называли сумасшедшим. Но именно такие вещи принесли ему славу и богатство.
Пикассо любил совершать эксцентричные поступки, чтобы привлечь внимание прессы. Таким образом он поддерживал интерес к собственной персоне. А еще он любил повторять: «Жизнь продлевают только женщины и труд». И его пассии добавляли: «В первую очередь, страдания женщин, потому что они вдохновляли художника». Горячо он отдавался любви. Причем всегда его половинками становились дамы, значительно моложе него. Некоторых женщин Пикассо ждала тяжелая судьба. Одна из них повесилась в гараже своего дома, другая накануне открытия очередной выставки художника застрелилась в собственной постели, еще одна умерла в психиатрической больнице…
Певческие фонтаны
А какой фантастически красивый дворец Монжуик! Возле него — певческие фонтаны. Величественный олимпийский городок, арена корриды, на которой теперь размещены торговые центры. Я побывала в одном из крупнейших океанариумов Европы, съездила на гору Монсеррат и поклонилась христианской святыне — Черной Мадонне…
Наталия Кравчук
«Высокий замок»