Такое вкусное название имеет отношение не к еде, а к… керамике. Почему он так называется?
Бисквитный фарфор — это не вид сладкого десерта, а изящный фарфор белоснежного цвета с матовой поверхностью. Вообще-то термин «бисквит» относится к любому типу обожжённой, неглазурованной в процессе производства керамики, но в фарфоре этот термин применяют только для конечного продукта. Приставка «бис-» в слове «бисквитный» означает «два» (фр. biscuit от лат. bis – «дважды» и фр. cuit – «сожжённый»), то есть, в названии фарфора озвучена технология его изготовления – двукратный обжиг.
Но если при производстве посудного фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазировании, то бисквитный фарфор обжигается дважды, но второй раз без глазури. Благодаря этому получается красивая матовая поверхность, слегка шероховатая, что придаёт бисквитному фарфору сходство с высококачественным мрамором.
Тем не менее, фактура бисквита далека от мраморной – она пористая, поэтому не может быть использована в производстве посуды. Зато прекрасно заменяет слоновую кость, алебастру и мрамор, подходит для изготовления фигурок, украшений, скульптур и прочих предметов, не нуждающихся в глазури для защиты поверхности.
Собственно, в таких целях бисквитный фарфор и использовали с XVIII века. Впервые это сделал в 1751 году руководитель Венсенской фарфоровой мануфактуры художник Жан-Жак Башелье, ставший позднее директором знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Мастера из Севра умело работали как с глазурованным, так и с бисквитным фарфором. Благодаря им, сформировавшим особый стиль французской фарфоровой пластики, этот вид фарфора и стал популярным во всей Европе. Его начали успешно производить многие европейские мануфактуры. В то время из этого материала изготавливали статуэтки, небольшие скульптурные композиции, бюсты и даже декоративные элементы мебели.
Сегодня из этого вида мягкого, пластичного и тонированного фарфора чаще всего изготавливают декоративные маски, лица и тела фарфоровых, так называемых бисквитных кукол: он будто передаёт бархатистость и теплоту человеческой кожи.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ