В ХХ веке эталоном красоты было пышные формы, а не худоба
«Не допусти, чтобы тебя назвали тощей» — такими слоганами некогда рекламировались таблетки для набора веса. При этом худоба порицалась не только среди женщин, но и мужчин.
Дама с роскошным декольте склонила голову, и на ее лице, как по мановению волшебной палочки, засияла прекрасная улыбка, чтобы сообщить миру нечто волнующее: «Я не могу себе позволить быть худой», — таким было послание пышнотелой красотки. Ее звали Ракель Уэлч, и она была американской актрисой, секс-символом и иконой рекламы, повествует Der Spiegel (перевод inopressa.ru). Чудо-средство, которое рекламировала Уэлч, представляло собой смесь из сахара, масла и витаминов и обещало без труда помочь набрать вес и раздобреть в лице, груди, руках, бедрах и ногах, и все это без «рыбьего жира, сахарных растворов и переедания». Средства для увеличения веса рекламировали и другие голливудские красавицы. «Если хочешь быть популярной, ты не можешь себе позволить быть худой», — говорила актриса Линда Пек.
Обещание пышнотелых див всегда было одинаковым: выпей эту таблетку, и ты будешь такой же, как мы. Пышногрудой, пухлой, прекрасной. Пропагандировался идеал красоты, который, по словам социолога Отто Пенца из Венского университета, сформировался уже в начале ХХ века: женская фигура — так называемые «песочные часы» — тонкая талия, округлые ягодицы, большая грудь. «Роскошное тело, имеющее форму песочных часов благодаря корсету, символизировало достаток и статус», — отмечает Пенц.
В капиталистической Европе также рекламировались средства для увеличения веса, преимущественно во времена больших лишений после мировых войн. «Sargol превратит худых и тощих в жизнерадостных, счастливых созданий с красивыми формами», — звучал один из слоганов. Средство обещало невероятное: прибавить в весе 17 кг за 40 дней.
В США роскошные формы были таким же символом 1950-х гг., как пышные нижние юбки и Элвис Пресли. Наиболее известной представительницей такого «фигуристого» образа была Мэрилин Монро. Женщина, которая кокетничала, говоря, что вовсе не осознавала своей женской притягательности. «Честно говоря, я никогда не считала свое тело по-настоящему особенным, и до недавнего времени я лишь изредка думала о своей фигуре», — призналась она в 1952 г. газете Pageant. Монро, как рассказала она изданию, ела на завтрак два сырых яйца, смешанных с теплым молоком, на ужин — жареную баранину, печень или стейк с пятью картофелинами. А на десерт — стаканчик мороженого с теплой сливочной карамелью. Больше всего ее всегда беспокоило то, что она могла не наесться, заявила Монро.
Целевой аудиторией реклам увеличения веса были и мужчины. «С таким пугалом я бы нигде не появилась», — говорила одна из женщин на пляже в рекламе средства Numal в 1951 г. Принимавший препарат с железом и дрожжами в составе говорил: «С тех пор, как я прибавил в весе 10 фунтов, я хожу на свидания со всеми, с кем захочу».
В 1970-е гг. реклама увеличения веса постепенно исчезла из американских журналов. «Песочные часы» сменил другой идеал красоты: андрогинный детский тип фигуры, который идеально олицетворяла англичанка Лесли Хорнби. Благодаря Твигги, рост которой составлял 168 см, а вес 41 кг, мини-юбка приобрела известность и разгорелись жаркие дебаты об анорексии. Времена гордо демонстрируемой пышности прошли. Вместо препаратов по увеличению веса женщины стали прибегать к помощи амфетаминов для похудения до минимального размера. Другие пытались натянуть на себя корректирующее белье. А особенно бесстрашные употребляли «чудо»-напитки: изобретенную в 1976 г. Роджером Линном субстанцию из измельченных рогов животных, сухожилий, костей и других отходов. Но женщины были согласны на любую пытку, лишь бы выглядеть, как Твигги.