Знаменитому фильму Леонида Гайдая в апреле исполнилось 50 лет. А ведь изначально Юрий Никулин был не в восторге от сценария «Бриллиантовой руки». Однако в итоге сниматься всё же согласился. И не прогадал – картина стала кинохитом на все времена. Как снималась легендарная комедия?
«Очнулся – гипс!»
Как рассказывал в своё время сценарист картины Яков Костюковский, в основу сюжета легла вполне реальная история.
– В каком-то журнале вышла заметка, как итальянский контрабандист в гипсе тихо пытался перевезти бриллианты. И это послужило толчком к созданию «Бриллиантовой руки». А много лет спустя произошла очень интересная вещь – уже после выхода «Бриллиантовой руки», когда фильм прошел в Европе, там поймали одного контрабандиста, который тоже перевозил бриллианты в гипсе. И он признался, что узнал об этом методе из нашего фильма. Так что видите, как всё закольцевалось – из жизни в фильм, из фильма в жизнь, – вспоминал Яков Аронович.
Леонид Гайдай тоже принимал участие в написании сценария.
– Он жил напротив и каждый день приходил ко мне работать. Он себя еще смешно называл – «приходящий сценарист», нечто вроде приходящего работника. Гайдай был полноценным нашим соавтором и сыграл большую роль в создании этой истории, – поделился Яков Костюковский.
«На его месте должен был быть я»
Сценарий фильма изначально писался под Юрия Никулина.
– До этого мы с моим соавтором Морисом Слободским писали сценарии к гайдаевским фильмам «Операция «Ы» и «Кавказской пленнице». Эти сценарии были рассчитаны на знаменитую тройку – Трус, Балбес, Бывалый. А потом тройки не стало, и мы писали сразу для Юрия Никулина. Потому что из этой тройки он наиболее соответствовал тому образу, который мы задавали, – объяснил Яков Аронович.
В отличие от фильма «Берегись автомобиля», сценарий которого Никулину тоже не пришёлся по душе, сниматься в «Бриллиантовой руке» он всё же согласился. По такому поводу ему даже дали в цирке отпуск на полгода.
Сыграть Гешу Козодоева режиссер поначалу предлагал Георгию Вицину, но худсовет решил, что получится двойник Труса. Пробовались также Валерий Носик, Рудольф Рудин и Михаил Пуговкин. В итоге роль досталась Андрею Миронову.
На роль Лёлика вместе с Анатолием Папановым пробовались также Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский.
Много споров у худсовета вызвали пробы артисток на роль управдома. Ни Клара Лучко, ни Татьяна Гаврилова, ни Нонна Мордюкова худсовет не убедили. Да и самому Гайдаю они тоже не пришлись по душе. В итоге он скрепя сердце всё-таки утвердил Нонну Мордюкову. Хотя члены худсовета считали, что она зажата и неестественна.
Говорят, что изначально на роль управдома претендовала жена Леонида Гайдая – Нина Гребешкова. Но тот отказал ей, объяснив, что для такого персонажа требуется актриса другого темперамента. И вместо этого предложил роль жены Горбункова, на которую также пробовалась Ия Саввина.
Сыграть соблазнительную блондинку Анну Сергеевну Гайдай поначалу предложил всё той же Кларе Лучко. Но той, во-первых, не понравилась идея сниматься в купальнике. А во-вторых, сама роль показалась несерьёзной. В итоге она предпочла съёмки в другой картине.
Пришлось выбирать из трех актрис – Лилии Юдиной, Эвы Киви и Светланы Светличной. Именно Светличную худсовет назвал «чересчур соблазнительной». В итоге Гайдай выбрал Светлану Светличную. Правда, при этом велел увеличить актрисе бюст, и в купальник героини подложили накладки из пенопласта. Раздеваться на камеру Светлана Светличная, по её воспоминаниям, очень стеснялась. Но Юрий Никулин сумел успокоить партнёршу.
Правда, говорила героиня в картине голосом актрисы Зои Толбузиной. Гайдаю хотелось, чтобы у Анны Сергеевны был более сексуальный и таинственный голос. У Светличной же был немного южнорусский говор с открытыми, протяжными гласными. Зато ключевую фразу фильма «Не виноватая я! Он сам пришел!» режиссёр доверил всё же именно ей.
Пела Анна Сергеевна также голосом другой исполнительницы – знаменитой певицы Аиды Ведищевой, которая исполняла песню и за Наталью Варлей в «Кавказской пленнице».
Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он практически лишил её в фильме голоса.
На контрабандиста-аптекаря вместе с Леонидом Каневским пробовался Спартак Мишулин, но он показался режиссёру менее смешным.
«У вас ус отклеился!»
В роли мрачного типа, от встречи с которым Горбунков потерял дар речи, снялся не профессиональный актер, а журналист журнала «Смена» Леонид Плешаков. Его Гайдаю посоветовал Юрий Никулин, заприметивший огромного колоритного бородача в редакционных коридорах.
Кстати, в картине засветилась и вся семья Юрия Никулина. Его жена сыграла экскурсовода в Стамбуле (который снимали в Баку), а 10-летнему сыну Максиму досталась роль мальчика, который помог герою Миронова найти брод.
Все крылатые фразы, которые до сих пор цитируют зрители, и смешные трюки на 99 процентов были изначально придуманы авторами сценария. Хотя жизнь порой тоже привносила что-то своё.
– Помню, как в Адлере, под Сочи снималась сцена с рыбной ловлей, когда Папанов под водой насаживал Никулину рыбу на крючок, – вспоминал Яков Костюковский. – Дубли никак не получались, приходилось помногу переснимать. А вода, как назло, была очень холодная. В конце концов, Анатолий Дмитриевич Папанов не выдержал и стал ругаться. Он рявкнул на ассистента: «Идиот!» А Гайдай включил это ругательство в фильм.
В сцене, где жена будит Горбункова после его дебоша в ресторане, изначально предполагалось, что на Никулина будет падать картина в рамке и повисать у него на шее. Но даже после нескольких дублей уронить картину, как следует, не удалось. И тогда Нина Гребешкова предложила завести будильник.
Все помнят, как в финале картины крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. На самом деле этой сцены в сценарии не было, и крюк ударил Никулина совершенно случайно и по-настоящему – Никулин даже сморщился от боли. Но Гайдай решил эту сцену оставить. Только подложил за кадром звук удара. Получилась своеобразная точка в картине. А от изначально задуманного сценаристами финала, когда Горбунков, у которого загипсованы уже две руки, выходит с семьёй из подъезда, а жена ему сообщает, что у них будет ребёнок, в итоге отказались.
Некоторые вещи вырезались из фильма. Например, неудачные реплики Лёлика: «Как говорит шеф, главное в нашем деле – социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». А странноватую фразу героини Нонны Мордюковой «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает синагогу» переозвучили, заменив «синагогу» на «любовницу».
Зрители приняли новое детище Леонида Гайдая на ура. Фильм посмотрело рекордное количество зрителей. «Бриллиантовая рука» заняла третье место по популярности (после «Пиратов XX века» и «Москва слезам не верит»).
Но и сегодня, спустя почти полвека после премьеры, фильм, уже давно растащенный на цитаты, по праву считается одной из самых любимых и самых настоящих народных комедий.
Крылатые фразы из фильма
- «Шеф, всё пропало, всё пропало!»
- «Цигель, цигель, ай-лю-лю»
- «Руссо туристо! Облико морале!»
- «Шёл. Поскользнулся. Упал. Потерял сознание»
- «Наши люди в булочную на такси не ездят!»
«Чтоб ты жил на одну зарплату!» - «За чужой счет пьют даже язвенники и трезвенники!»
- «Береги руку, Сеня!»
- «Если не будут брать – отключим газ!»
Нелла Прибутковская, «Новое дело»