Подобные «человеческие выставки» были очень популярны в конце XIX — начале ХХ веков. Там были представлены выходцы из Африки, Азии и Америки, в самом своем примитивном виде.
«А кто из них человек?»
Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии. Но организовывались они по всей Европе: в Лондоне, Париже, Варшаве, Барселоне и, конечно, в США — Нью-Йорке. И везде зоопарки ждал ошеломительный успех — сотни тысяч людей съезжались посмотреть на диковинные экспонаты. А рекорд посещаемости принадлежит «деревне негров», которую соорудили на Всемирной выставке в Париже в 1899 году. Ее посетили около 30 миллионов человек.
Это сейчас в Европе и Америке люди помешаны на защите прав выходцев из Африки, толерантности и политкорректности. В конце XIX — начале ХХ чернокожие воспринимались как обычные животные и потому часто выставлялись в одной клетке с обезьянами. Однажды произошел эпический случай: канцлер Германии Бисмарк долго смотрел на гориллу и африканца, которых держали вместе, а потом спросил: «А кто из них человек?»
Вообще, история человеческих зоопарков началась гораздо раньше. Например, еще Колумб привозил в Испанию индейцев с целью продемонстрировать «диковинных зверюшек». Его примеру следовали и другие путешественники. Их логику понять просто, в то время в просвещенной Европе любое отклонение от привычного человеческого облика воспринималось на «ура» и на этом можно было сделать неплохие деньги.
Яркий пример — это готтентотка Саарти Бартман, которая получила прозвище Черная Венера. Она пользовалась огромной популярностью. Дело в том, что у женщин ее племени была одна, мягко говоря, особенность — сильно увеличенные ягодицы и крупные, выпирающие половые органы. Такое строение тела объясняется стеатопигией — генетически заложенное отложение жира на ягодицах. И у готтентотов это считается признаком красоты. Интересно еще то, что у представителей европеоидной расы это заболевание практически не встречается.
Саарти привезли из Кейптауна (ЮАР) в Лондон в качестве служанки в 1810 году. Но ее необычная внешность не могла остаться незамеченной. И хозяин начал показывать несчастную женщину в обнаженном виде за деньги. Принято считать, что именно с Черной Венеры начинается позорная практика человеческих зоопарков. О том, что это унижает человеческое достоинство, никто не вспоминал, потому что такие категории, как гуманизм, гражданские права и свободы, в просвещенной Европе не рассматривались применительно к дикарям, каковыми считались африканцы и аборигены других колоний.
Когда слухи о Венере дошли до аболиционистской организации «Африканская ассоциация», были предприняты попытки освободить Саарти из рабства. Правда, представителям сначала нужно было доказать, что она живет в Лондоне в качестве рабыни. И сделать это… не удалось. Саарти Бартман на суде заявила, что «работает» по собственному желанию и получает за это деньги. На самом же деле она практически ничего не получала от показов, её нередко демонстрировали в клетке, как дикое животное, и заставляли танцевать для тюремщиков.
Спустя четыре года необычная по европейским меркам женщина приелась лондонцам, и хозяин перепродал ее французу Рео, дрессировщику животных. Во Франции Черная Венера прожила чуть больше года — ее новый владелец был человеком жестоким, грубым и алчным. К тому же, французская публика оказалась более требовательной, нежели лондонская — желающих посмотреть на голую женщину, пусть и с огромными ягодицами, нашлось мало. Народ предпочитал карикатуры на нее и всякие насмешки. Саарти пристрастилась к алкоголю и стала проституткой. А потом умерла то ли от сифилиса, то ли от пневмонии. Её многострадальное тело досталось ученым, которые пытались выяснить, «насколько негры близки с обезьянами». Останки Баартман препарировали, расчленяли, изучали и демонстрировали во время лекций по антропологии. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека. Все требования о необходимости прекратить надругательства над телом Баартман и захоронить его на родине, звучавшие с 40-х годов ХХ века, игнорировались…
А на восточной окраине Парижа, в Венсенском лесу, организовали выставку под названием Exposition coloniale, главной целью которой считалась демонстрация достижений колониализма французов. Главными экспонатами стали, конечно же, люди — выходцы из Сенегала. Они должны были показать зрителям свой быт. Поэтому специально для этого возвели копии шести африканских деревень, отличающихся друг от друга архитектурой и укладом жизни. Чтобы оправдать свои безнравственные действия, организаторы заявили, что выставку открыли с целью показать, как Франция хорошо относится к населению своих африканских колоний.
Последний человеческий зоопарк был организован в 1958 году в Брюсселе на выставке «Экспо», где бельгийцы представили конголезскую деревню вместе с ее жителями.
«Няня Вашингтона» и русалка
Не отставали от европейцев и американцы. Некий Финеас Тейлор Барнум в XIX веке являлся владельцем крупнейшего на тот момент в США человеческого зоопарка. Первый успех к королю надувательства, как пресса прозвала Барнума, пришел благодаря демонстрации зрителям чернокожей старушки. Барнум придумал легенду: якобы она была няней не кого-нибудь, а самого Джорджа Вашингтона! Деньги полились рекой. Но через год негритянка умерла, и ловкому дельцу пришлось начинать сначала. Но на сей раз Барнум не ограничился лишь одним экспонатом — в его зоопарке (или цирке) появились сиамские близнецы, лилипуты, человек-волк Федор Евтищев, представители африканских и азиатских племен, а также поддельная русалка (ее он изготовил сам) с острова Фиджи.
В 20-30-х годах минувшего столетия человеческие зоопарки в США стали терять популярность. Смысл платить деньги, чтобы посмотреть на чернокожих, если их и так полным-полно в стране? Поэтому бизнесмены стали выставлять в клетках пигмеев.
Самый известный экспонат — это Ота Бенга, которого держали в Зоологическом саде Бронкса вместе с орангутангом и попугаем. Причем к решетке была прикреплена табличка, где указывались имя, рост и вес пигмея. А рядом находились точно такие же данные о птице и примате.
До своей американской жизни Ота жил в Конго, но потом попал в рабство и оказался в Нью-Йорке. Он пользовался большой популярностью у посетителей, а чернокожие пасторы во время показа просили относиться к пигмею как к человеку. А руководству Зоологического сада они постоянно отправляли письма, в которых просили хотя бы убрать от пигмея орангутанга.
Но тщетно. На стороне белокожих была и пресса. Например, «Нью-Йорк таймс» однажды так написала: «Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров — в любом случае они представляют интерес для этнологии».
В конце концов, пигмею надоела такая жизнь. Он смастерил лук и начал стрелять по людям, которые подходили к его клетке. И Ота отпустили. Правда, он знал, что его родная деревня разрушена, а родные либо убиты, либо в рабстве. Устроить свою жизнь в США Ота так и не смог, так что он где-то выкрал револьвер и застрелился…
Источник — «Дилетант»