История синтетических красителей началась только в 1856 г., когда английский химик Уильям Перкин получил мовеин – вещество красивого лилового цвета — из анилина. До тех пор люди применяли только природные красящие вещества. Какие же?
Истребили моллюсков ради пурпура
Первые красители научились добывать еще в Древнем Египте. Кампешевое дерево и корни марены, сок акации и ягоды черники, цветы шафрана и резеды — вот что было источником пигментов. Даже из высушенных тел насекомых кошенили получали красивый алый краситель кармин.
Искусство крашения также параллельно развивалось в странах Азии, оттуда было перенесено в Карфаген. Из красилен Карфагена ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для покраски использовали вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.
Знаменитый красный краситель древности — античный пурпур — добывали из специальных желез особых морских моллюсков — багрянок. Доставался он очень дорогой ценой. Чтобы получить всего 1 г драгоценного пигмента, надо было достать из морских глубин несколько десятков тысяч раковин! Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии проявляется красный цвет пурпура. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Потому ценился этот пигмент буквально на вес золота. Знаменитый оратор и политический деятель Цицерон, занимавший должность первого консула, дважды надевал окрашенные пурпуром одежды в честь признания его выдающихся заслуг. А легендарная египетская царица Клеопатра в один прекрасный день приказала выкрасить пурпуром паруса своих кораблей. Один такой парус стоил увесистого золотого слитка.
Все это привело к тому, что колонии улиток-багрянок были истреблены человеком к ХIV в. так что в Средние века искусство крашения пурпуром было утрачено. Интересно, что в Никарагуа и Коста-Рике аборигены красили ткани еще в начале XX в. пурпуром, добываемым из улиток Purpura petula и Purpula lapillus. Химический аналог пурпура древности — 6,6-даброминдиго — был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю.
Индиго: краска дьявола
Богата событиями история индиго – короля красителей. С древних пор его добывали из стеблей и листьев растения индигоферы, произрастающего в тропических странах Азии. В Европу индиго в VIII в. завезли арабские купцы, но против него дружно восстали европейские красильщики. Они красили ткани в синий цвет соком растения вайды, часто встречавшегося по берегам рек, и заморский краситель был им не нужен. В германских городах индиго при поддержке церкви даже объявили «новоизобретенной мошеннической едкой и разрушительной краской», называемой также дьявольской краской. Кое-где красильщики вынуждены были ежегодно давать обет не применять индиго под угрозой смертной казни. Но, несмотря на препятствия, король красителей со временем занял подобающее ему место.
В конце XIX в. вокруг индиго вновь разгорелись страсти. Немецкий химик Адольф Байер после упорных исследований установил формулу пигмента и в 1882 г. получил его искусственным путем. Поначалу синтетический индиго был дорогим, но уже в первые годы ХХ в. стал почти в три раза дешевле натурального. Потерпевшие крах торговцы природным индиго пытались было опять с помощью церкви обрушиться теперь уже на синтетический краситель. Но проклятиями прогресс науки уже было не остановить. А индиго производится в больших количествах и по сей день. Особенно высоким спросом он пользуется у производителей джинсовых тканей.
Как видим, крашение тканей относится к древнейшим ремеслам человека. Тем не менее, оно издавна считалось черным ремеслом. Дело в том, что крашение проводили в открытых чанах, неприятный запах от которых разносился на десятки метров от красилен. Поэтому во многих городах красильщиков изгоняли куда-нибудь подальше от жилья.
Китайские и арабские изобретения
Помимо крашения одежды, краски требовались и художникам. Самый известный пигмент – египетский синий, впервые был изобретен в 3 тыс. до н.э., он также стал первым синтетическим пигментом, изобретенным человеком. Это синее стекло, изготовленное из песка и меди, перемолотое в порошок. В XVI ст. этот пигмент был заменен смальтой, а в XIX в. – кобальтом. Египтяне также использовали малахит, азурит и киноварь путем измельчения и промывания каждого минерала. Киноварь стала первым ярким красным пигментом.
Вермильон был изобретен в Китае около 2 тыс. лет до того, как римляне начали его использовать. Вермильон изготавливали путем нагревания ртути и серы, в результате чего получали чрезвычайно темный, насыщенный красный пигмент. В XVIII в. он практически полностью заменил ядовитую киноварь, в которой содержится ртуть. Но уже к концу ХХ в. вермильон заменили кадмием, который более устойчив.
Греки изобрели свинцовые белила, первую матовую белую краску. В закрытое пространство складывались пластинки свинца, и в течение длительного времени они перекисали с уксусом и животными экскрементами. Этим методом (с некоторыми уточнениями) пользовались до 1960-х гг. и производили, вероятно, самый лучший красочный пигмент из палитры художников. При соединении с маслом краска приобретала эластичность и устойчивость.
В эпоху Возрождения в Италии был изобретен ряд земляных пигментов, путем обжигания умбры и сиены, в результате чего возникли: глубокий и насыщенный красный – сиена жженная, а также насыщенный коричневый – умбра жженная.
Ляпис лазурь (природный ультрамарин) – яркий, глубокий синий пигмент, обладающий высокой светостойкостью. Это самый ценный и дорогой пигмент, из которого изготовляли ультрамариновую краску. Его доставляли в Европу из Афганистана Большим караванным путем. После измельчения порошок приобретает серый цвет, и только арабы владели технологией измельчения лазурита, так чтобы он сохранял свой природный синий цвет. Владея единственным известным в то время месторождением лазурита, а также технологией получения синего пигмента, арабы монополизировали этот рынок, и европейцы вынуждены были согласиться с высокой ценой на краситель.
Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1. После обработки, из 100 г камня получали всего 3 г красочного пигмента. Словом, ультрамарин был настолько дорогим, что художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ, и лишь в том случае, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее.
Менее дорогим, но и также менее красивым был голубой пигмент, получаемый из медной руды. После того, как в XV в. начали применять масляные растворители, возникли проблемы. Дело в том, что при соединении с маслом ультрамарин (лазурит) тускнеет. Тогда художники перешли на краску, получаемую из медной руды, добавляя свинцовые белила, и таким образом частично решили проблему. Именно это событие положило начало переходу от средневековых красок к современным.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам http://Santi.com.ua , http://Zhivopis-maslom.com , http://Art-con.ru