Для картины, иллюстрирующей трагедию середины XIV века, Питер Брейгель-старший не зря выбрал название «Триумф смерти»: пандемия чумы унесла жизни сотен тысяч человек. Жители средневековой Европы, пытаясь найти объяснение этим событиям, назначили главными виновниками чумы иудеев. 5 декабря 1349 года в Нюрнберге начались беспощадные еврейские погромы.
У одной из главных площадей Нюрнберга — той, на которой традиционно проводится знаменитый рождественский базар — трагическая история, никак не сочетающаяся с елочными игрушками, яркими праздничными украшениями и разнообразными лакомствами. Когда-то именно в этих краях жили нюрнбергские евреи. Местность была болотистой, неудобной для строительства, однако евреям, испокон веков подвергавшимся гонениям, выбирать не приходилось. Здесь они обжились, построили синагогу, однако пандемия чумы внесла коррективы в их размеренную, спокойную жизнь.
В чем только не обвиняли евреев: в ритуальных убийствах, обманах, заговорах… Поэтому и причину распространения черной смерти европейцам долго искать не пришлось. Люди быстро согласились с предположением, что иудеи якобы намеренно заражают христиан смертельной болезнью — мол, отравляют источники и прибегают к другим способам, известным лишь им одним.
Чума вступила в свои права еще в конце 1330-х: археологи обнаружили в районе озера Иссык-Куль невероятное количество надгробий, датированных 1338-1339 годами. Однако в Европу она пришла значительно позже — обычно ученые называют 1346 год. К 1349 году болезнь добралась до германских земель.
Еврейские погромы в Нюрнберге, связанные с обвинением иудеев в распространении чумы, не были случайными и хаотичными. Они были санкционированы Карлом IV — королем Германии, впоследствии ставшим императором Священной Римской империи. Известно, что примерно за 10 лет до трагедии, в 1338 году, еврейская община Нюрнберга насчитывала 212 семей. Всего же нюрнбергских евреев было около двух тысяч человек. В результате погромов почти 600 иудеев были сожжены заживо. Остальных либо пощадили и изгнали из города, либо же им удалось скрыться от «костров правосудия» самим.
Имущество евреев, часто становившееся предметом зависти местных жителей, было разграблено, а жилища разрушены. Не устояла и синагога. От культового учреждения не осталось практически ничего, кроме фундамента. К слову, именно с использованием части фундамента синагоги позже была построена нюрнбергская церковь Девы Марии, которую гости города могут видеть и до сих пор, хоть и в значительно измененном виде. Церковь освятили в 1358 году, а позже она стала использоваться в качестве императорской придворной капеллы.
Однако не стоит думать, что погромы произошли лишь в Нюрнберге. Нет, это было общим местом в истории многих городов. Пострадали евреи в Женеве, Базеле, Фрайбурге, были практически стерты с лица земли общины Трира, Кельна, Вормса. К началу 1350-х волна погромов захлестнула и Пруссию.
Защиты со стороны местных властей евреям ждать не приходилось. Впрочем, стоит отметить, что попытку оградить их от преследований предпринял папа Климент VI. Он запретил казнить иудеев без суда и аргументировал это тем, что евреи тоже умирали от чумы. Более того, существовали города, в которых не было еврейских общин, но смертность от этого меньше не становилась. Однако запрет папы римского привел лишь к тому, что во многих городах начали судить общины целиком.
Дарья Пащенко, «Дилетант-медиа»