Такой парфюм родился в Индии
Любите свежий мускусный аромат земли, который пропитывает воздух, когда потоки дождя попадают на иссушенную землю? Он известен как петрикор — приятный коктейль ароматных химических соединений, которые выделяются растениями и живущими в почве бактериями. Эти бактерии вносят основной вклад в отчетливый земляной запах.
Когда микроорганизмы умирают в периоды засухи, то выделяют соединение под названием геосмин, к которому человеческий нос чрезвычайно чувствителен. Но геосмин не может подняться в воздух, пока первые капли дождя не упадут на землю и не выбросят его молекулы из почвы. В то время как исследователи только начинают понимать химию этого замечательного аромата, в небольшом городке в индийском Уттар-Прадеше научились собирать его во флакон с духами.
Каннаудж расположен на берегу реки Ганг, между городами Агра и Лакхнау. Древний город стал центром парфюмерной промышленности со времен Харшавардхана, который правил северной Индией в VII в. Духи Каннауджа были известны среди императоров Великих Моголов, правивших Индией почти 300 лет. Примерно 1300 лет спустя почти половина из 1,5 млн. жителей Каннауджа все еще занимается производством духов с использованием традиционных методов.
Каждое утро местные фермеры собирают цветы — розы, жасмин, чампаку, лотос, имбирные лилии, гардении и десятки других — и доставляют их более чем в двести парфюмерных заводов, разбросанных по всему городу. Цветы смешивают с водой и нагревают в больших медных чанах. Затем ароматический пар передается по бамбуковым трубам в емкость, содержащую сандаловое масло, которое выступает в качестве основы для духов. Затем парфюм разливают по флаконам из верблюжьей кожи, пористость которых позволяет лишней воде испаряться, удерживая аромат и масло внутри.
Самый замечательный продукт Каннауджа — митти аттар, или «духи земли». Процесс изготовления этого парфюма аналогичен любому другому ароматическому соединению, но вместо цветочных лепестков сосуды заполняются плоскими кирпичами из высушенной земли, каплей воды из ближайшего пруда, а затем чаны запечатываются глиной. Прежде чем весь аромат испарится из глины, требуется 6-7 часов.
Какими бы уникальными ни были предложения Каннауджа, многовековой бизнес постепенно теряет клиентов, поскольку молодежь Индии все чаще обращается к более дешевым продуктам на основе спирта. Например, флакон Ruh Gulab (розового аттара) на 100 мл стоит 1000 рупий — около 14 долларов, но вы можете купить синтетический аромат розы всего за 100 рупий, или менее 1,5 доллара. «Большинство покупателей предпочитают современные духи и дезодоранты. Если хороший дезодорант может сделать то же самое за вас, зачем тратить так много на аттар?» — спрашивает Нишиш Тевари, владелец парфюмерного магазина в Каннаудже.
Рост стоимости сырья, особенно масла сандалового дерева, которое не производится на месте, также вызывает беспокойство производителей. Еще одна проблема — отсутствие стандартов. Качество аттара зависит от качества цветов, времени их сбора и процесса дистилляции. Парфюмеры Каннауджа не используют современное оборудование во время производственного процесса и безмерно гордятся традиционными методами. «Мы полагаемся на наши инстинкты, мы знаем, что аттар готов, по запаху и ощущениям», — однажды сказал семидесятилетний парфюмер. Но отсутствие современных инструментов очень затрудняют поддержание стандарта. «Чтобы выжить на мировом рынке, необходимы стандарты качества. Это необходимо для выхода аромата на мировой рынок», — признает продавец духов Гаурав Малхотра.
Несмотря на все трудности, индийским парфюмерам все же удалось расширить свою клиентскую базу. Некоторые производители продают более двух третей продукции ценителям в Америке, Европе, Китае, Африке и Западной Азии. Некоторые производители также заменяют традиционные способы новыми средствами, например, берут стальные цилиндры вместо медных чанов. «Ароматы — это часть нашей повседневной жизни, — размышляет Пампи Джайн из Pragati Aroma. — Мы чистим зубы ароматизированной зубной пастой, принимаем ванну с ароматным мылом, а затем наносим духи. Ароматы не уйдут из нашей жизни. Вопрос лишь в том, хотим ли мы сохранить наши традиции. Это настоящий вызов».
Источник: Lifeglobe.net