Кто из нас не хотел стать лучше? Особенно с 1 января нового года. А уж духовные искания вообще особая тема. Пусковым механизмом к духовным исканиям становится череда неприятностей или серьезное и внезапное горе, потеря. Нам важно знать причину. Если таковая не находится в материальном мире, обращаем внимание на мир незримый. И начинается путь, который нам кажется ровным и светлым, а на самом деле он извилист, опасен и напичкан ловушками.
Рис под веником
Жил-был мальчик. Мама у него любящая, в доме все необходимое есть, уютно-сытно. Мальчик в школу пошел, старался учиться, чтобы порадовать маму. Однажды приходит он домой, а в комнате на полу – рис. «Зачем?» — удивился мальчик. «Рис впитывает негативную энергетику, соберу его веником, выброшу – и наш дом очистится!» — воодушевленно ответила мама. Мальчик заметил: «Когда я рассыпал утром сахар, ты рассердилась. Значит, рис рассыпать можно?» Мама растерялась, накричала на мальчика, тот обиделся. Рис был выметен, они, конечно, помирились, но негатива в квартире явно прибавилось. К счастью, в этом случае мама просто прочитала полезные советы и применила один из них.
Мистическая красота
А как вам такое? Жил-был студент, и не везло ему с девушками. «Ботаник», слишком хорошо учился, чтобы быть привлекательным для противоположного пола. Парень и цветы дарил, и в кафе приглашал, но девушки оставались равнодушными. На конфетах и кофе все и заканчивалось, не начавшись.
Однажды парень в метро скользнул взглядом по странице газеты, которую читал сосед. А там описание, как гадать на Святки. От нечего делать прочитал часть статьи, сосед скоро вышел. Вернувшись в общежитие, студент с загадочным видом заявился на общую кухню и принялся предсказывать, кто сколько получит завтра на экзамене. Его, конечно, на смех подняли, но на следующий день было не до смеха, ведь его прогнозы сбылись. И все волшебно переменилось! Парень заявил, что он-де потомок знаменитого колдуна. К нему пришел призрак деда и передал силу, хотя, на самом деле, ему, одному из лучших студентов курса, было легко просчитать отметки сокурсников. Теперь уже не он, а за ним бегали стайки девушек. А когда студент организовал бесплатный сеанс вызова умерших, его популярность достигла апогея. Завершив обучение, парень занялся магией как бизнесом и быстро раскрутился. Но настоящего счастья ему это не принесло: женщин привлекали его магические обряды, а не то, каков он есть на самом деле. Колдуну, к счастью, хватило ума отойти от магических практик и найти баланс в своей жизни между такой «работой» и личной жизнью.
Отойти от зеркала
Еще одна реальная история. Елена всегда считала себя неудачницей. Когда ушел муж, она даже не удивилась. Встал вопрос, что делать дальше. Перспективы никакой. От тоски записалась на бесплатную лекцию по духовному развитию – и ей открылся неведомый мир! Тренеры-лекторы сулили блаженство, а неприятности объясняли кармой, которую-де «надо отработать». Это объясняло многое, в том числе, и уход мужа. Елена увлеклась, втянулась и скоро уже не мыслила своей жизни без медитации, занятий йогой и прочих духовных практик. Пройдя несколько этапов духовного развития, она стала замечать, что ей не хватает времени для повседневных дел. Пришлось делать выбор, и он был сделан в пользу духовного пути. Елена перешла на сдельщину и еще прилежнее занялась духовным развитием. В программу просветления входило, помимо прочего, строгое вегетарианство и употребление травяных чаев. Когда Елена начала ощущать слабость, наставники ей объяснили, мол, враждебные силы сопротивляются. Когда у нее начались проблемы с пищеварением, ей растолковали, организм очищается от шлаков. А когда Елена попала в больницу с обострением язвы желудка, врач, показывая рентгеновский снимок, объяснил, что среди тех трав, что она пила, были такие, которые противопоказаны ей, да и вообще вредны в больших количествах. Когда Елену, подлечив, выписали домой, она вошла в захламленную квартиру, взглянула в пыльное зеркало на себя и спросила: «Неужели это я?»
С помощью духовных практик она пережила уход мужа, но то состояние, до которого ее довел путь просветления, Елену не обрадовал.
Потеряла себя, настоящую
Американский психолог и психотерапевт, супервайзер Джек Энглер долгие годы исследовал восточные практики и то, как их трансформировали и запустили в широкое применение на Западе. Итогом исследования стала научная статья, в которой автор заявил о неожиданном – об угрозах и ловушках того пути, который называется духовным просветлением.
Ключевая угроза, по его мнению, заключается в отходе от истинного «я». Та же история с Еленой – да, женщина решила свою семейную проблему. Однако, выбранный метод ударил по её здоровью. Возможно, тяжко пережив разрыв с супругом, Елена нашла бы в себе, в своей жизни и в своем окружении новые источники сил, энергии, развития. Безусловно, она бы изменилась, потому что это неизбежно после такого потрясения, как разрыв личных отношений. Против методик, которые ей предложили тренеры духовного роста, бунтовало ее подсознание, что и привело к болезням. Только так подсознание могло достучаться до Елены, чтобы она осознанно посмотрела на себя, на свою жизнь, оценила происходящее и сделала свой, именно свой, выбор в пользу того, что оптимально для нее.
Ловушка кроется в особенностях нашего сознания и подсознания. Дело в том, что сознание, как утверждает психоаналитик с солидным опытом работы и научных исследований Роберт Лэнгс, стремится к облегчению и ищет пути, как бы отойти от тяжелой работы. Согласитесь, что переживать стресс – это тягчайшая работа, особенно если стресс вынуждает человека менять что-то или себя. В то же время, подсознание более прогностично и устремлено в будущее, оно ориентировано на лучшее для человека именно с учетом перспектив. Если духовные практики не отвечают этому лучшему от подсознания, возникает внутренний конфликт. Условно говоря, сознание стремится к облегчению, подсознание – к правде, какой бы тяжкой и болезненной та не была.
Отсюда парадоксальный совет психолога и психоаналитика: оценивайте ваших духовных учителей, наставников и тренеров на уровне ощущений. Если вам не нравится какая-то практика, пусть на уровне каприза, легкого сомнения, то смело отказывайтесь.
Необузданное самомнение
Бывало с вами, заходите в церковь, а там бабульки строго наставляют, этого нельзя, не так одеты, не там встали. И вообще, сначала поститесь, потом приходите. Плохо замаскированное высокомерие – результат странного эффекта от духовных практик. Люди, сделавшие немало на этом пути, в том числе, и подавляя себя, заставляя себя, — эти люди считают страдание необходимой составляющей духовного роста. Подруга автора этих строк в ответ на рассказ о страданиях с завистью воскликнула: «Замечательно, как вас бог любит!» Концепция страдания как необходимой составляющей духовного развития, с одной стороны, оправдывает и наполняет смыслом страдания адепта (в том числе, и от того, что он подавляет тревожные сигналы своего подсознания), с другой, как бы поднимает человека над толпой. Более того, страдание, вызванное искусственно или оправданное, переносится легче страдания внезапного. И – не менее важное – страдание служит искуплением вины. А вина – побудительный мотив для большинства приходящих к необходимости духовных исканий. Поэтому некоторые последователи и духовные практики так высокомерны. Причем они активно, даже агрессивно в некоторых случаях, отстаивают именно свой путь как уникальный, неповторимый и единственно верный.
К тому же последователи и искатели просветления наивно полагают, что уж оно-то устранит и несовершенства. Однако на самом деле просветление не устраняет, а только помогает выявить таковые!
Высокомерный человек, который отгораживается от толпы, неосознанно противопоставляет себя ей. И если ему по-прежнему подсознательно хочется, к примеру, котлету или колбасу, а духовный путь предписывает вегетарианство или, наоборот, мясоедство, адепту ничего не остается, как осуждать мясоедов или вегетарианцев, и в некоторых случаях, из жгучей зависти к ним.
Опасная десятка «зачем»
Эксперты предостерегают от любых духовных учений, которые подавляют или делают несвободной вашу личность и ваше истинное «я». Джек Корнфилд в своей работе «Путь сердца» рекомендует оценивать духовные практики так: «Глубокое осознание ценности всего живого, внимание к нему, включенность в поток жизни и раскрытие себя в гармонии с внешним миром, способность жить, любить и мыслить свободно. Если ваша практика не учит такому, задумайтесь над этим».
А еще лучше – задумайтесь, стоит ли продолжать практики, если:
— вас унижают словесно или иными способами,
— вам предписывают определенный распорядок дня, не учитывая ваших потребностей и ваших особенностей жизни,
— вас отделяют от общества (частичная или полная изоляция), от привычного окружения, от родных,
— вами прямо руководят.
Эксперты выделили десять нездоровых мотиваций, которые могут увести вас от реальной работы над собой или привести к не слишком желательным результатам.
1. Стать идеальным и поэтому неуязвимым. Это в принципе недостижимо, а разочарования принесет немало проблем.
2. Страх быть собой.
3. Желание быть подчиненным, зависимым, чтобы «кто-то за меня решал».
4. Чувство вины.
5. Девальвация разума и интеллекта. Большинство проблем можно решить, просто обдумав или обсудив их. Но духовные практики легче и увлекательнее.
6. Популярное «отпускание» проблем и травмирующих переживаний. На самом деле, может обернуться вытеснением их в подсознание (если они не прожиты и не переработаны). Как они там сдетонируют и во что выльются (в том числе, в болезни), предугадать невозможно.
7. Достижение результата. Духовное развитие – это процесс. Заметьте, непрерывный. В ходе этого процесса могут быть результаты, а могут и не быть. У духовного развития нет и не может быть финального этапа и окончательного итога, следовательно, невозможен и конечный результат.
8. Платные практики. Вы должны понимать, если духовные учителя проповедуют развитие, а сами требуют оплаты, при этом категорически отрицая любые материальные блага и клеймя их, стоит задуматься. Если вы платите деньги, значит, за что-то. Это «что-то» — результат, которого хотите достичь. Назовите тренингом, навыками, упражнениями, чем угодно, но только не духовным развитием, и относитесь соответственно. Вы заплатили – у вас должен быть результат. А если это духовное развитие, то духовный мир чужд денег.
9. Поиск новых ощущений или любопытство. Духовные практики – это не поход в парк развлечений. Как минимум, соберите информацию о тренере или гуру, прежде чем идти на лекцию или практикум. Вы имеете право на вопросы: о методах, о побочных эффектах (они есть всегда), о результатах. Говоря о результатах, учитель должен ответить конкретно и применительно к вам. Обязательно спросите о целях, задачах и методах и проанализируйте их.
10. Внушать себе что-то, если оно не подкреплено реальным состоянием, опасно. Подсознание ощущает совершенно иное. Если вам удастся убедить себя на уровне сознания, что вы богаты и успешны, а это не так, подсознание начнет посылать тревожные сигналы. Лучше вам от этого точно не станет.
Всегда помните, нет лучшего или худшего пути, есть – ваш.
Подготовила Анна-Галина Касич по материалам «Трио жизни» , «Ошо гид» , pravoslavie.ru