Благоухали духами, объединяли скульптуру и живопись, создавали пышность, обожали бархат и золото
В XVII веке Италия утрачивала свое политическое и экономическое влияние, но оставалась центром культурной жизни Европы. Аристократия и католическая церковь, желая показать свое могущество, искали ресурсы на возведение дворцов и церквей. Но средств катастрофически не хватало. И тогда создали иллюзию богатства и всесилия. Так появился новый причудливый стиль — барокко.
Мрамор гибкий, как воск
С одной стороны, новая эпоха сменила ряд упорядоченных правил, введенных в период Ренессанса, а с другой, стала его продолжением. Стоит отметить, что изначально жаргонизмом «perola barroca» португальские моряки окрестили найденные ими жемчужины неправильной формы. В Италии в XVI веке слово «barocco» было синонимом всего странного, причудливого, сумасбродного. Однако XVII век внес свои коррективы. Ранее существовавшая система ценностей была изменена кардинальным образом: все неправильное, вычурное и помпезное обрело смысл и признание.
Ярчайшим мастером барокко по праву можно считать итальянца Джованни Бернини. Работы архитектора, его скульптуры, площади, фонтаны казались современникам чересчур театральными. Сам же Бернини говорил про себя, что ему удалось победить мрамор, сделать его гибким, как воск, и этим самым объединить скульптуру и живопись. Один из шедевров мастера — собор святого Петра в Риме, изумляющий своей монументальностью и внутренним убранством.
Созданный Бернини высотой почти 30 метров бронзовый киворий – навес нал алтарем — на четырех колоннах, украшенных скульптурами ангелов, на расстоянии напоминает затейливую игрушку. Но стоит приблизиться к алтарю, как кажется, что витые колонны будто воспаряются, а купол превращается в небо. Зодчий так умело соединил детали из позолоченной бронзы с разноцветным мрамором, что его скульптуры являют собой бестелесные образы. Это характерно и для мраморного ансамбля «Экстаз святой Терезы» в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.
Зародившись в Италии, барокко проник и в другие католические страны. Роскошные, нарядные интерьеры церковного барокко не могли оставить равнодушными европейских монархов, дав тем самым старт эпохи дворцового барокко. Мастера эпохи барокко, Караваджо, Тьеполо, братья Карраччи, Рубенс, искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные сюжеты, жизнеутверждающие портреты и аллегории.
В XVII веке портрет подчеркивал благородство и величие заказчика, поэтому на нем изобиловали роскошь, пышность и цветистость, а главный герой, подобно памятнику, нередко представал в полный рост. Барочная живопись стала вершиной реализма. Художники, преуспев в создании реалистического портрета, стали изображать людей более эмоциональными, яркими, динамичными.
Золота много не бывает
Самым известным живописцем эпохи барокко, вне всякого сомнения, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Именно ему, «единственному подлинному копиисту натуры», принадлежит открытие главной манеры стиля — яркое освещение сцены из темноты, знаменитое тенебросо. В дальнейшем этот прием, ставший общей чертой живописи барокко, широко использовали его последователи. Что касается музыки, то барочный стиль проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти и, безусловно, Иоганн Себастьян Бах.
Стиль барокко не обошел стороной и модное направление. Особое внимание уделялось ткани. Кроме гобелена в оформлении интерьера широко использовался бархат и парча, а также новое веяние эпохи — атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики. Европейскую моду второй половины XVII века начал диктовать французский двор короля-солнца Людовика XIV. Это было время расцвета абсолютной монархии во Франции, ставшей культурным центром всей Европы. Любимым металлом барочного стиля считалось золото. Во Франции XVII века были уверены, что золота много не бывает. Это и позолоченные рамы картин и зеркал, и золотые люстры, и вышивки золотыми нитями.
Женские костюмы эпохи барокко отличались сложностью и нарядностью. Изменился и идеал женской красоты. Представительница прекрасного пола должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами и тонкой талией, неестественно бледной, обязательно с вычурной прической и в корсете. Мужчины тоже преобразились. Галантные и внимательные кавалеры, отлично танцующие, брили усы и бороды, благоухали духами и носили напудренные парики, которые стоили целое состояние. Одним словом, настроение барочной эпохи можно передать двумя словами — никакой естественности.
Анна Зарубина, «Дилетант-медиа»