Из-за прекрасной «подруги» лишился жизни Сократ
Гетеры – любопытное явление в Древней Греции. Перевод древнегреческого слова «гетера», означающий «подруга», говорит еще об одном их занятии, далеком от постельных утех.
Хорошо образованные, окружённые роскошью и мужчинами, эти женщины создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты, в какой-то мере облагораживали вкусы и содействовали развитию науки и искусства — очарованные гетерами, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего обожания. И в то же время гетеры были причиной расточительности и прочих безумств. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали легендой и своеобразным украшением своего народа.
Общественное положение
Гетеры в античные времена стояли на более высокой общественной ступени, чем просто женщины легкого поведения. Они пользовались большим авторитетом, их услуги стоили намного дороже, к тому же могли выбирать себе любовников и вовсе не обязаны были одарять своим вниманием каждого, кто жаждал их сексуальных услуг. Греческий оратор Демосфен говорил, что у каждого уважающего себя грека должно быть три женщины: жена — для продолжения рода, рабыня — для чувственных утех, а гетера — для душевного комфорта.
Немецкий археолог Вольфганг Гельбиг, занимавшийся изучением классической филологии и археологии, писал: «Многие из них отличались утонченной образованностью и бойким остроумием; они знали, как очаровать наиболее выдающихся деятелей своего времени, — полководцев, политиков, писателей и художников — и как надолго привязать их к себе; они являются наглядным воплощением существования, отмеченного смешением утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий, — существования, которое так почиталось греками того времени. В жизни почти каждой замечательной личности, игравшей выдающуюся роль в истории эллинства, различимо влияние какой-нибудь знаменитой гетеры. Большинство современников не находили в этом ничего предосудительного».
Большая часть гетер были рабынями. Но это не означает, что они росли в неволе с детских лет, ведь рабынями в афинском полисе часто становились девушки из аристократических семей завоёванных афинянами соседних греческих государств — Фив, Спарты, Сиракуз. Подчас пленницы были более образованы, чем их хозяйки. Бывало, что афинские госпожи отправляли таких рабынь в школу гетер, а по окончании обучения продавали какому-нибудь покровителю.
Впрочем, гетерой могла стать афинянка, если один из ее родителей не был гражданином Афин. Это могла быть девушка как из бедной семьи, так и из богатой, по той простой причине, что по закону при заключении брака у афинянки согласия не спрашивали, а положение замужней женщины было очень ограниченным. Не желавшие договорного брачного союза, который навязывали им семьи, некоторые девушки выбирали образ жизни гетеры.
Обнаженная Афродита
Гетерам оказывались почести. Во II веке до н. э. многие здания в Александрии носили имена гетер. Статуи учениц Афродиты устанавливали в храмах и общественных местах рядом со скульптурами философов, политиков и полководцев. Например, фигура знаменитой гетеры Фрины была высечена из мрамора и установлена в Дельфах между скульптурами царя Архидама и Филиппа. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Но были и несогласные: так, киник Кратет считал, что изваяние Фрины в храме — памятник греческому позору.
Как рассказывает Афиней, скульптор Пракситель кощунственно изобразил богиню Афродиту обнаженной, а моделью ему послужила жрица любви Фрина. Гетере пришлось предстать перед судом. Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее прекрасное тело. «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить пророчицу и жрицу Афродиты».
Афиней также рассказывает и о характере Фрины. Однажды во время праздника Посейдона она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и вошла в море. В другой же раз она спросила своего возлюбленного Праксителя, какую из своих работ он ценит больше всего. Скульптор отказался ответить, тогда гетера решила пойти на хитрость. Она приказала слуге ворваться в дом Праксителя и с ужасом сообщить ему, что мастерская объята огнем, и лишь некоторые скульптуры еще уцелели. «Все потеряно, если огонь уничтожил моего Сатира и Эрота!» — воскликнул тот. Фрина усмехнулась и рассказала, что это была всего лишь уловка. Успокоенный Пракситель позволил ей выбрать любую из своих статуй в подарок. Гетера забрала Эрота и принесла его в дар храму в ее родном городе Феспии.
Во всем виноваты женщины
Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей Александра Македонского. Благодаря своей красоте она оказывала большое влияние на политическую жизнь страны.
В 330 г. до н. э. Александр захватил столицу империи Ахеменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Таис. Когда мужчины изрядно опьянели, злопамятная и жестокая гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился — он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и гетера. После смерти царя она по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.
Гетеру Аспазию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ. А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на гетере. По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.
Легенда говорит, что гетера Теодота стала причиной смерти Сократа. Она пылко любила философа, несмотря на то, что он был некрасив — девушка преклонялась перед его умом. Влюбленный в Теодоту знаменитый драматург Аристофан, желая отомстить счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а потом обвинил в развращении юношей и безбожии. Философ был приговорён к смерти и выпил чашу с ядом. Впрочем, это не помогло Аристофану добиться любви Теодоты.
Полцарства за гетеру
Гетер часто бранили за их корыстолюбие. Яркий пример поведения жриц любви можно найти в письме Филумены своему любовнику Критону: «Зачем утруждаешь себя длинными письмами? Мне нужны не письма, а пятьдесят золотых монет. Если меня любишь — заплати; но если деньги ты любишь больше, тогда перестань мне надоедать. Прощай!» Существовали даже кодексы гетер, дошедшие до нас лишь в описаниях. В них описывалось, как нужно вести себя с мужчиной, сколько денег нужно брать. В «Разговорах гетер» Лукиана в одном из диалогов мать дает наставления дочери и советует ей стать гетерой. Она описывает жизнь жриц любви и уговаривает не гнушаться невзрачными, но богатыми мужчинами.
Гетеры зарабатывали достаточно, чтобы приносить щедрые дары богам, а также покупать косметику и наряды. Как описывает Аристофан, женщины не только пудрились, румянились и гримировались, но и использовали фальшивые волосы и подкладки для волос, мушки, нагрудные ленты и ленты для ягодиц, которые помогали скрыть лишние объемы и придать телу соблазнительные формы. В общем, мужчины были готовы тратить деньги на то, чтобы провести время в обществе гетеры.
По материалам «Дилетант» . Аpsara-journal.ru