Повышение среднемировой температуры всего лишь на 2 градуса может привести к полному исчезновению ледяного покрова в арктических водах в сентябре. К такому выводу пришли авторы нового исследования, проведенного международной командой ученых в американском Университете Цинциннати.
«Цель исследования – определить чувствительность морского льда к температурам, – рассказывает старший преподаватель математики из США и один из авторов исследования Вон Чан. — Какое минимальное изменение среднемировой температуры приведет к исчезновению всего арктического льда в сентябре? Какова критическая точка?»
В соответствии с результатами исследования, опубликованного изданием Nature Communications, ледяной покров Северного Ледовитого океана может полностью исчезнуть в сентябре, если средняя мировая температура изменится на 2 градуса по Цельсию. Таким образом, задача вступившего в силу в 2015 году Парижского соглашения по климату, согласно которому до конца этого столетия необходимо сдерживать повышение температуры на планете в пределах двух градусов, оказывается нецелесообразной. «Более чем вероятно, что при уровне глобального потепления в 2-2,5 градуса в сентябре арктический лед полностью растает, – говорится в исследовании, – таким образом, сдерживание потепления на 2 градуса (как предлагает Парижское соглашение) для предотвращения таяния арктических льдов может оказаться неэффективным».
Исторически, сентябрь является месяцем, когда ледяной покров Северного Ледовитого океана является наиболее тонким, чему предшествует короткое полярное лето. Чем меньше арктического льда летом, тем больше времени понадобится океану для восстановления ледяного покрова к полярной зиме. Это может отрицательно повлиять на животный мир Арктики, например, тюленей и белых медведей, которым лед необходим для выращивания потомства.
В ходе исследования ученые использовали новый статистический метод с проекциями климатических моделей 21 века. В результате исследователи пришли к выводу, что вероятность таяния арктического льда при потеплении на 1,5 градуса составляет 6 процентов, тогда как при значении в 2 градуса этот показатель увеличивается до 28 процентов.
«Наша работа представляет новый статистический и математический метод вычисления изменений климата и вероятности его последствий», – объясняет профессор Университета Нового Южного Уэльса Джейсон Иванс. «Хотя мы тестировали новый подход только на климатических моделях, мы хотим проверить, можно ли применять эти приемы в других областях, например, для предсказаний фондового рынка, в расследованиях авиакатастроф или медицинских исследованиях», – рассказывает ведущий автор исследования и ученый южнокорейского Института фундаментальных наук Роман Олсон.
По словам Чана, на данный момент исследование получило не очень много оценок, однако среди них встречаются скептические отзывы. «Климатологи очень честны, – говорит он, – мы стараемся быть как можно прозрачнее, сообщать обо всех допущениях и подчеркивать, что все сказанное нами является только вероятностью». По его мнению, отношение к изменению климата может зависеть от места, где живут люди. «Большинство южнокорейцев не оспаривают изменения климата не потому, что они более образованны, а потом, что они могут первыми наблюдать его влияние, – говорит Чан. — Я живу в южном городе Тэгу. По размеру он похож на Цинциннати и был известен выращиванием вкусных яблок. Однако сейчас выращивать яблоки нет возможности. Фруктовые сады исчезли. Здесь слишком жарко. Теперь их выращивают намного севернее».
Светлана Макина, computerra.ru