Удивительное здание из живых тополей есть в Нидерландах.
De Groene Kathedraal («Зелёный собор») – живой готический собор художника и скульптора, уроженца Леердама Маринуса Бозема, который вместе с Яном Диббетсом и Гером ван Элком считается основателем концептуального искусства и Arte Povera (в переводе с итальянского – «бедное искусство») в Нидерландах. Находится собор на польдере – осушенной и рекультивированной территории озера Эйсселмер под городком Алмере в провинции Флеволанд. А «построен» из 178 ломбардских (пирамидальных) тополей, в точности повторяющих своей высадкой колонны знаменитого французского Реймсского собора – места коронации практически всех королей Франции.
Причём построен природный собор в натуральную величину: его длина 150 метров, ширина 75 метров, высота тополей более 30 метров. Бозем потому и выбрал этот вид деревьев (Populus nigra Italica), что они растут рекордно быстрыми темпами. Когда тополи выросли и стены «Зелёного собора» окончательно сформировались, между ними проложили каменные дорожки, изображающие поперечные рёбра готических сводов, и открыли собор для публики. А следом среди соседней плантации дуба и граба Бозем создал поляну, также копирующую контуры Реймсского собора, своего рода «контрсобор».
Разработал этот «Проект готического роста» Маринус ещё в 1978 году. Но лишь весной 1987 года его решил реализовать муниципалитет Алмере. Хотя дело было не в бюрократических проволочках, просто в 1978 и самого города ещё не было, первый дом там построили в 1976 году, а на карте община появилась лишь в 1984.
«Зелёный собор» быстро стал достопримечательностью и частью коллекции ландшафтного искусства провинции Флеволанд – Land Art Flevoland. Местные жители нередко приезжают сюда, чтобы провести церемонию бракосочетания и даже помолиться (в De Groene Kathedraal есть нечто похожее на алтарь). Само собой, место стало и туристической точкой на карте Нидерландов.
Интересно, что поначалу Маринус Бозем задумывал свой пейзажный проект как отражение сути архитектуры: планирование, рост (строительство), расцвет и – умирание естественным образом (разрушение). Но жизнь внесла свои коррективы: Алмере за эти годы разросся, территория «Зелёного собора» оказалась окружена жилым районом. И в 2018 году художник передумал отдавать De Groene Kathedraal безжалостному времени на разрушение, особенно увидев последствия январской бури того года, которая уничтожила несколько деревьев. Как он сформулировал в одном из интервью, его произведение – часть не только искусства, но и реальной жизни, «оно всё ещё выполняет актуальную функцию», вот почему он хочет, чтобы оно «активно поддерживалось». И оно поддерживается: деревья при необходимости обновляются, территория обоих «соборов» содержится в образцовом состоянии. Немало добавили популярности им и выпуск в 2006 году почтовой марки «De Groene Kathedraal», а также перформанс нидерландской художницы Мелани Бонайо, которая в 2013 году сняла здесь фильм «Матрица Ботаника – биосфера над народами».
Ну а сам 86-летний мастер (сегодня он живёт в Мидделбурге на острове Валхерен) тем временем продолжает создавать новые произведения. Его новаторские работы являются частью коллекций многих именитых музеев, включая Городской музей Амстердама, нидерландский Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Музей ван Аббе в Эйндховене, Бруклинский музей в Нью-Йорке, Музей современного искусства в Чикаго, Муниципальный музей изящных искусств в Киото, Галерею Королевского института британских архитекторов в Лондоне.
Маргарита Дорштейн РГ/РБ