Достопримечательности Египта поражают своей монументальностью. Абу-Симбел – это еще одно яркое и загадочное место на карте этого государства, стоящее по значимости на одном уровне с Великими пирамидами и сфинксом. Наверняка многие видели на фото или видео огромные статуи, сидящие возле входа в какое-то культовое сооружение. Это и есть храм Абу-Симбел.
Монументальные храмы Абу-Симбела, вырубленные в огромной скале, расположены далеко в Нубийской пустыне и служат свидетельством побед египетского фараона Рамзеса II и его любви к своей супруге – царице Нефертари.
Знаменитый оптический эффект
Два дня в году, 22 февраля (когда Рамзес II взошел на трон) и 22 октября (в день рождения Рамзеса II), в 5 часов 58 минут утра солнечный луч пересекает линию, которая расположена в 65 метрах от входа в храм Абу-Симбел, проскальзывает сквозь все его помещения и попадает на левое плечо Великого Амона Ра и на лицо Рамзеса II. Луч на несколько минут задерживается на лице фараона, и он, если послушать отзывы туристов, в это время словно улыбается. Затем луч смещается и освещает статую бога истины и света Гора, а через 20 минут пропадает совсем. Удивительно, но свет от этого луча никогда не попадает на статую Птаха – бога тьмы и подземного мира. Но богу этому и положено пребывать во тьме вечно.
В эти два дня к храму Абу-Симбел съезжается огромное количество человек, чтобы воочию увидеть удивительный оптический эффект улыбки фараона, полученный путем точнейших расчетов древних звездочетов, жрецов и архитекторов, которые 33 столетия назад спроектировали храм таким образом, что солнечный луч попадает точно в нужное место. Все остальное время Великий фараон скрыт от мира в темном помещении святилища, вход в который охраняется четырьмя 20-метровыми каменными фигурами богов Амона, Ра, Птаха и самого Рамзеса.
Архитектурная жемчужина
Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеегипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.
Сама идея Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.
Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, статуи окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.
Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари запечатлена в камне.
Малый храм находится в ста метрах от Большого, а построен в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена. Эти фигуры находятся в затененных нишах, благодаря чему создается игра света и тени.
Другая особенность статуй храмов — их способность петь. Некогда, каждый день на заре, гиганты начинали издавать странные звуки, похожие на тихое рыдание. По легенде, через статуи богини оплакивали своих сыновей. Причина этого пения долгое время оставалась неясной. Но все-таки эту загадку ученым удалось решить. Оказывается, стонущие звуки были связаны с тем, что с восходом солнца резко повышалась температура. От чего трещины в камнях расширялись и издавали этот жалобный стон. После того, как во время реставрации трещины были заделаны, статуи навсегда замолчали.
Ради ГЭС храм перенесли
Абу-Симбел, скорее всего, самый исследованный памятник, находящийся в Египте. Дело в том, что в 50-х годах прошлого столетия, во время возведения Асуанской ГЭС, он оказался на месте будущего водохранилища, и возникла угроза его полного затопления. Тогда стали разрабатываться проекты спасения бесценной достопримечательности и памятника древнеегипетской архитектуры, вплоть до создания подводного купола из стекла, которым бы накрыли пещерный храм. Но в итоге было решено перенести все сооружения комплекса в безопасное место. Спасение комплекса Абу-Симбел – это самый грандиозный и самый дорогостоящий проект ЮНЕСКО. Для разработки и осуществления сей акции в Египет съехались эксперты из 50 стран мира.
Был произведен аккуратный распил строений комплекса на блоки (большой храм – на 807 блоков, малый – на 235), каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. На них проставили номера и перевезли на новое место, на 90 метров выше прежнего уровня. Сюда же доставили 1112 каменных блоков из скалы, окружавшей храмы. В сами блоки через высверленные отверстия закачали специальный состав с добавлением смолы для повышения прочности камня. Храмы собрали на 65 метров выше первоначальной локации. Перенос сооружений так искусно выполнен, что человек, не знающий истинной истории храмов Абу-Симбел, подумает, будто они так и стояли тут на протяжении десятков веков. Ученые сохранили даже знаменитый оптический эффект. Сама операция по переносу храмового комплекса длилась 3 года, а ее стоимость – 42 миллиона долларов.
Ученые, проводившие исследования памятника во время этих работ, были потрясены тем огромным запасом знаний, который использовали строители Древнего Египта для создания столь масштабного религиозного сооружения. Выяснилось, что линии фасадов Малого и Большого храмов шли вдоль трещин в грунте скалы, таким образом, твердые скальные породы служили природной опорой исполинских статуй. При постройке пещерного храма строители учли все природные свойства грунта и скрепляли слои песчаника оксидом железа – таким образом пласты почти не подверглись разрушению. Кроме этого, оксид железа обогащал цветовую палитру камня, придавая ему причудливые оттенки.
Источник: egyptfan.ru, geographyofrussia.com