Специалист из ФБР по кражам произведений искусства развеял мифы об ограблениях музеев. Оказалось, что никаких лазерных систем безопасности обходить не приходится, да и вообще воровство знаменитых картин — дело неприбыльное. Это только в голливудских блокбастерах люди наживают на этом миллионы.
Многие американские фильмы рассказывают о похищениях из галерей искусств шедевров живописи. Но мало что в таком кино соответствует действительности. Издание Insider поговорило с агентом ФБР Робертом Уитманом — основателем и главой отдела по расследованию краж произведений искусства, который разложил всё по полочкам и объяснил, что в фильмах правда, а что нет. Уитман помогал находить пропавшие произведения искусства 20 лет и за это время вернул предметов на сумму около 300 миллионов долларов. О своей работе агент написал книгу, вышедшую в 2011 году.
Откуда крадут произведения искусства? В фильмах воры часто нацеливаются на крупные музеи. Например, в «Афере Томаса Крауна» планируют провернуть дело в нью-йоркском музее «Метрополитен». Однако Уитман говорит, что из больших музеев действительно крадут экспонаты, но очень и очень редко. Ворам гораздо легче справиться с системой безопасности менее известных галерей, чем идти на большой риск и грабить Лувр. И чаще всего ворами оказываются вовсе не люди со стороны.
Кто грабит музеи? В фильме «Афера Томаса Крауна» кражу организует главный герой — миллионер со страстью к искусству. На деле, в 90 процентах случаев экспонаты воруют те, у кого к ним есть доступ — сотрудники музеев, кураторы коллекций, приглашённые эксперты или исследователи. И делают они так часто просто потому, что им предоставляется для этого очень удобный случай.
Как проходят ограбления? В фильмах сцены похищения экспонатов из музеев часто длятся очень долго, а их герои придумывают способы один другого изощрённей, чтобы обокрасть хранилища. Так, в «Двенадцать друзей Оушена» герой Венсана Касселя танцует, чтобы обойти лазерную защиту, а в фильме «Медвежатник» вор спускается с потолка. На деле всё происходит гораздо проще. Уитман говорит, что большинство краж проходят очень быстро и просто: воры просто ломают двери и не пытаются обойти сигнализацию. Пример — одно из самых знаменитых ограблений прошлого века, от которого пострадал музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Двое воров просто вошли туда под видом полицейских. И их до сих пор не поймали.
Как разыскивают преступников? В фильмах воры часто выходят сухими из воды, а полицейские кажутся не очень-то и сообразительными. На деле агенты ФБР, такие как Уитман, годами работают под прикрытием, чтобы вернуть украденные шедевры. Жизнь преступников осложняет и то, что сбыть украденные ими произведения не так-то просто. Доказательство тому — похищение «Моны Лизы» из Лувра в 1911 мужчиной по имени Винченцо Перуджиа, который спустя два года хранения картины у себя нашёл дилера, чтобы продать ему шедевр Леонардо да Винчи, но тот сдал его полиции.
Уитман самостоятельно раскрыл крупную кражу в Швеции, выследив преступников на чёрном рынке и предложив им купить их картины Рембрандта и Ренуара за мизерную для этих полотен сумму. Как только воры вышли на связь, Уитман сдал их полиции. Чаще всего, как говорит агент ФБР, преступники используют похищенные экспонаты в качестве бартера за нужные им услуги, например, выход из тюрьмы.
Татьяна Тютюнова, «Медиаликс»