«Льва не должно интересовать мнение овец», — сказали бы Ланнистеры по поводу недовольства некоторых фанатов тем, как развивался сюжет 8 сезона «Игры престолов». С 2011 по 2019 год сериал по мотивам романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» покорял телезрителей. Почему именно проект «Игра престолов» изменил само определение понятия «сериалы» и вышел далеко за рамки индустрии телевидения, повлияв на креативные индустрии, туризм, маркетинг и даже политику? Вместо ответа посмотрим на 5 цифр — показатели телесериала, созданного Дэвидом Бениоффом и Дэном Уайссом, которые говорят сами за себя. А заодно они продемонстрируют, как будет развиваться телевидение дальше.
Самый дорогой сериал
8 лет, 73 серии — вот сколько времени зрители потратили на «Игру престолов», как минимум. Книги существуют несколько дольше — 28 лет. А теперь посмотрим, сколько сериал стоил телеканалу HBO и холдингу Time Warner.
Экранизацию задумали еще в 2009 году, а пилотный эпизод, который Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс (поклонники окрестили их ДиД) сняли для канала как «подтверждение концепции», — доказательство, что сериал сработает — обошелся создателям в 5 млн. долларов. В итоге зрители пилот не увидели. Когда сериал получил-таки зеленый свет от HBO, ряд ключевых актеров оказались заняты, и первую серию пришлось переснять почти полностью.
Кастинг, то есть, подбор актеров, и локации, то есть, места съемки, — первая цифра, отличающая «Игру престолов» от других сериалов. История такого масштаба никогда не рассказывалась на телевидении. При сравнительно скромных затратах удалось получить сотни тысяч персонажей: только смертей в кадре поклонники насчитали 174 тыс. 373, а всего у ДиД был самый большой актерский состав в истории ТВ. А также локаций — съемки проходили в Северной Ирландии, Хорватии, Испании, Марокко, Канаде, США, Исландии, Шотландии, на Мальте. «Конечно, мы могли бы сделать это шоу сравнительно легко, удвоив имеющийся бюджет. Но нужно было думать и о будущем: после пары прекрасных сезонов шоу рухнуло бы под собственным весом и прекратило существовать», — уверен Дэн Уайсс.
Первый сезон стоил около 40 млн. долларов и вышел 17 апреля 2011 года. Премьерную серию посмотрели 2,2 млн. человек. Второй стал дороже на 15 процентов — до 6 млн. долларов за эпизод и 8 млн. долларов — за финальную серию. Первую серию второго сезона посмотрели уже 3,8 млн. человек. Кроме того, уже по итогам 2012 года «Игра престолов» стала самым скачиваемым сериалом. Только один эпизод второго сезона был скачан 4,2 млн. раз.
HBO выделил на производство третьего сезона 50 млн. долларов. Премьера собрала 4,4 млн. зрителей одномоментно, а с учетом двух повторов — 6,7 млн., что на 13 процентов больше по сравнению с премьерой второго сезона.
На четвертый сезон канал выделил 55 млн. долларов. Премьера состоялась в 2014 году, ее посмотрели 6,6 млн. зрителей одномоментно и 14,3 млн. человек с учетом повторов. Стоимость каждой из 10 серий пятого сезона колебалась в пределах 6-8 млн. долларов. Эпизод, в котором Джон Сноу умирает, вышел в эфир и рейтинги HBO оказались самыми большими за всю историю сериала — 8,1 млн. человек.
Бюджет шестого сезона составил примерно 100 млн. долларов — до 10 млн. долларов за эпизод, а гонорары ключевых актеров достигли 1,1 млн. за серию. Каждый эпизод шестого сезона на HBO собирал у экранов около 10,2 млн. человек. В седьмом сезоне один эпизод стоил в среднем уже 14 млн. долларов, а зрителей стало еще больше — по 12,5 млн. Восьмой сезон обошелся HBO в 90 млн. долларов: по 15 млн. долларов за серию. 5 эпизод 8 сезона посмотрели одномоментно 18,5 млн. зрителей в США.
Как страны обогатились на сериале
В «Игре престолов» сняли больше всего статистов и актеров массовых сцен. Например, для одной только сцены в Жироне нужно было набрать 1500 человек. На прослушивания к местному подрядчику явились 50 тыс. желающих сняться в сериале. Платили статистам немного — около 50 долларов за съемочную смену, зато штраф за нарушение контракта и разглашение сюжета сериала для прессы грозил беспрецедентный — 135 тысяч евро. Правда, контракт нарушил не статист, а исполнитель главной роли Кит Харрингтон, проболтавшись, что Джон Сноу воскреснет в шестом сезоне — но штраф не платил, потому что, как было заявлено прессе, о нарушении договора создатели шоу почему-то узнали уже после показа.
«Игре престолов» принадлежит и рекорд самой сложной сцены на ТВ. Эпизод битвы за Винтерфелл снимали 55 ночных смен подряд — дольше, чем некоторые сериалы.
Съемки «Игра престолов» сделали модными рибейты — налоговые кредиты от государств на съемку кино и телевидения, которые действуют как возврат НДС. До 25 процентов затрат создателям вернули в Квебеке, поэтому там делали часть визуальных эффектов. Задействовав VFX-артистов из Ванкувера, «Игра престолов» получила 16-процентный рибейт. С 2012 года Хорватия предоставляла создателям сериала 20-процентный рибейт. Страны от этого выиграли: поступления от производства «Игры престолов» в бюджет Хорватии ежегодно составляли около 12,5 млн. евро, при этом дизайнеры сериала за счет съемки провели реконструкции целого ряда исторических памятников. Поток туристов в страну стал настолько большим, что властям Дубровника пришлось ограничить его до 4 тысяч человек в день.
Мальта, существенно зависящая от туризма, предложила «Престолам» 27 процентов рибейта и разрешила снимать в действующей резиденции президента. Исландия, обеспечивающая 25-процентный возврат затрат на кинопроизводство, получила за первый год вдвое больше туристов, съезжающихся посмотреть на ледник Ватнайёкюдль. В государственном парке начала активно развиваться инфраструктура, и сериал обеспечивает поток туристов круглогодично — даже в низкий сезон в ноябре гостиницы около мест, где снимался телепроект, забиты под завязку.
Но больше всего съемки «Игры престолов» повлияли на экономику Северной Ирландии. Здесь налоговый возврат составляет 25 процентов, и по оценкам местных властей, с каждого фунта стерлингов в экономику Северной Ирландии возвращались 4,8 фунта, без учета туризма. Если подсчитать всю прибыль, аккумулированную страной с появлением сериала HBO, то к 2016 году Северная Ирландия обогатилась на 206 млн. долларов при ежегодном налоговом возврате около 17 млн. долларов. Общее количество рабочих мест с полной занятостью, созданных сериалом, составило 2800. Кроме того, «Игра престолов» создала в стране с аграрной экономикой инфраструктуру целой индустрии, и сейчас там регулярно снимаются телешоу и кинофильмы.
Ставка на соцсети
В далеком 2011 году маркетологи HBO стояли перед задачей — объяснить зрителю, что такое мир Вестероса. Для рекламы сериала HBO первыми сделали ставку на силу соцсетей — для создания шума и запуска сарафанного радио (позитивных отзывов из уст в уста). Сейчас это может показаться очевидным маркетинговым ходом, но фото с Белыми ходоками и фирменными блюдами из Вестероса в фуд-траках, как вот конина вяленая по-дотракийски, которые размещали пользователи у себя в блогах, — это ноу-хау «Игры престолов».
«В каждом эпизоде есть одна обнаженная сцена, семь шуток и пять ножевых ранений» — вот простой рецепт успеха сериала, по мнению создателя Дэна Уайсса. И, несмотря на то, что в эфир вышел последний эпизод сериала, зрители знают:
— Богу смерти мы говорим только одно: «Не сегодня».
Татьяна Рымаренко
Ubr.ua