Сostume play, сокращенно просто косплей – то есть «костюмированные игры». Смысл в том, что взрослые люди переодеваются в костюмы героев из компьютерных игр, аниме, комиксов, манги и фильмов. Культура распространилась по всему миру из Японии: существуют группы и объединения косплейщиков, специализированные каналы в медиа и оффлайн-фестивали – комик-коны.
Косплееры тратят кучу денег на образы: покупают дорогие ткани для костюмов, выискивают подходящие парики и обувь, нанимают мастеров для пошива, а потом еще и заказывают платные фотосессии. Получается довольно дорого для хобби. Однако некоторым удается отбивать затраты и даже получать прибыль из своего увлечения.
Нинель Нуретдинова, 28 лет
Занимается косплеем с 2009 года.
— Людей, для которых косплей – бизнес, не так уж и много. У меня есть основная работа – я комьюнити-менеджер в игровом издательстве, но на косплее тоже получается зарабатывать.
У меня есть страница на Patreon (сервис, который позволяет блогерам, ютуберам, художникам и косплеерам получать средства со своих фанатов), где я собираю совсем незначительные для косплея цифры – несколько тысяч в месяц, но зато стабильно. Есть такие, кто на Patreon делает миллионы. Работает так: человек, которому нравится творчество косплеера, оформляет платную подписку от 1 доллара до бесконечности, а там уже на усмотрение своего героя получает какие-либо награды: фотографии, разговоры по скайпу с ним, подписку в инстаграм, а иногда и просто «спасибо». Это как краудфандинг, только с подпиской на месяц.
Также я изготавливаю костюмы на заказ и работаю на фестивалях; это приносит намного больше денег, но такая возможность выпадает всего два или три раза в год. В любом случае, косплееры на мероприятии получают меньше, чем модели, раздающие флаеры. Причем, оплата еще и зависит от сложности костюма.
Больше всего прибыли приносит создание костюмов. За очень сложные наряды не возьмусь – все же опыта не так много. В мечтах у меня – собственная мастерская. Мой самый дорогой – костюм Эмили из игры Dishonored. Я выбирала для него самые лучшие и дорогие ткани и фурнитуру. Свои наряды я не продаю: это моя работа, и мне очень жалко с ними прощаться.
Вера Андреева, 21 год
Занимается косплеем с 2014.
— Для меня косплей – хобби, у которого есть кое-какое финансовое обеспечение, что не делает его машиной для зарабатывания денег. Вообще, мало для кого косплей – основная работа. Я лишь слегка отбиваю затраты на костюмы, съемки, реквизит, декорации и рекламу, хотя и занимаюсь этим уже пять лет. В основном – это поддержка поклонников моего творчества на платформе Patreon. В среднем получаю от 45 до 600 долларов в месяц – все зависит от активности поклонников.
На фестивалях косплея не зарабатываю. На самом деле, за участие в них можно получить деньги, только если ты – очень известный косплеер, и тебя пригласили на мероприятие для приманки. Либо если ты победил в конкурсе и получил денежный приз. Но чаще всего фестивали косплея и конвенты – это лишь возможность показать себя и свои костюмы.
Основная статья расходов – костюмы. Самый дорогой, когда создавала образ Эллериан, королевы эльфов. Выбрала хорошего мастера, который в кратчайшие сроки по моим эскизам все изготовил. В эту сумму входил пошив, укладка парика и обувь. На все ушло около месяца. А вот самый дешевый костюм – Канан в школьной форме. Тут все просто: форму сшить легко, а парик был у меня на руках еще с прошлых сетов по аниме. И справилась всего за пару недель. Все костюмы я оставляю себе: они мне очень дороги, и я уверена, что образы пригодятся мне в профессии. Сейчас я учусь на актрису театра и кино, но пока не работаю.
Мишан Потакус, возраст не сказал
Занимается косплеем с 2017 года.
— Не думаю, что косплей – бизнес: особо не заработаешь. Для меня – это увлечение: занимаюсь им, чтобы разнообразить свою жизнь, а так работаю IT-инженером. Пока затрат больше, чем прибыли, но как-то мне подарили приз – пауэрбанк. Да и вообще, я не позиционирую косплей как средство заработка – для меня это самовыражение. Помимо расходов на костюм, грим и краски, нужно еще самому заплатить за фотографа в арендованной студии, покупать билеты на фестивали, оплачивать дорогу и проживание.
Есть несколько способов заработать: во-первых, изготавливать шлемы, доспехи, оружие и парики на заказ, во-вторых, продавать контент на Patreon, также можно работать на тематических стендах, фестивалях, участвовать в промоакциях и последнее – получать денежные вознаграждения за призовые места в конкурсах.
Пока что я сделал всего один костюм – Рюка из аниме «Тетрадь смерти». Изготавливал его сам в свободное время, ушел практически год. Сейчас параллельно работаю еще над тремя образами и пока не понимаю, сколько придется на них потратить. Продавать их не собираюсь: они так и останутся лежать у меня в шкафу. Буду продолжать их периодически надевать по любому удобному случаю.
Ксения Сергиенко, http://m24.ru