Кожу отбеливали до язв, в кринолиновых платьях горели заживо и теряли зрение из-за капель с белладонной
Мы привыкли думать, что пренебрежение своим здоровьем ради красоты – тенденция XXI века. У женщин примерно до середины предыдущего столетия не было возможности лечь под нож, чтобы первый размер стал третьим, а живот не выпирал. Однако они придумывали массу других способов навредить себе, а порой и окружающим.Корсет из шелка, 1730—1740 гг. С сайта ru.wikipedia.org
Почему дамы падали в обморок?
До того момента, как в начале XX века женщины избавились от корсетов, от него успело пострадать немало европеек. Степень фанатизма в разные времена колебалась, как и представления об идеале красоты. Если в предыдущем столетии талия в 60 сантиметров считалась осиной, то в конце XIX века этот параметр был почти в два раза меньше – 33 сантиметра. А все из-за популярной в то время французской певицы-актрисы Полин Полер, достигшей пресловутого совершенства. Конечно, и в наше время есть своя Полин: Дита фон Тиз, например, избавившаяся от нижней пары ребер хирургическим путем.
Но женщинам, не заставшим появление пластической хирургии, приходилось значительно сложнее: они всю жизнь страдали от деформации внутренних органов и от сокращения объема легких, кроме того, утрачивали порой и способность выносить ребенка. Думаете, в прошлом девушки пользовались нюхательными солями так часто из-за излишней впечатлительности? Им просто было нечем дышать, поэтому они постоянно падали в обморок.
Лицо страдало не меньше. Помимо осиной талии, в XVII-XVIII веках эстетическим совершенством считалось бледное личико. Тональных кремов не было, зато были свинцовые и цинковые белила и пудра. Ну и что, что кожа очень скоро покрывалась язвами, зато была белее снега. А чтобы придать выразительности взгляду, в глаза часто капали белладонну или паслен: зрачки расширялись, появлялся «загадочный» блеск. Такой опасный метод нередко приводил к галлюцинациям и слепоте. В тех же целях и с тем же плачевным результатом в Древнем Египте применялся сульфид сурьмы.
Ядовитые вещества применялись и для депиляции: использовался состав на основе извести и мышьяка. А с пигментацией боролись при помощи соединений цианистого калия. Кроме того, с помощью мышьяка добивались зеленого мерцающего цвета в одежде и интерьере, популярного в викторианскую эпоху. При этом травились не только знатные дамы, но и изготовители: портнихи и текстильщики. В таких платьях опасно было даже потеть: выделяемый пот заново впитывался в кожу – но уже с отравой.
В ХIV-ХVIII веках торжествовала мода на парики. Порой парики доходили до таких абсурдных размеров, как, например, во времена Мария-Антуанетты, что в них селились мыши, привлеченные запахом сала, служившего клеем и державшего конструкцию на голове. Грызуны становились переносчиком инфекционных болезней.«Музыкальный день», Эдуардо Леон Гарридо, XIX век. С сайта be-in.ru
Безумный Шляпник и живые факелы
Головные уборы тоже таили опасность. Дело в том, что фетровые шляпы делали из бобрового меха. Но из-за усиленного охотничьего промысла этих животных стало мало, и ловить их запретили. Тогда шляпники приноровились использовать подпушь кроличьего меха. Такие шляпы выглядели тоже красиво, но процесс изготовления фетра пришлось подкорректировать, кроличий ворс приходилось «облагораживать», т. е. размягчать ртутью, остатки которой медленно убивали и шляпников, и их клиентов. Кстати, Безумный Шляпник из «Алисы в Стране чудес» заработал свой душевный недуг именно таким образом – ведь пары ртути разрушают нервную систему и мозг.
В середине позапрошлого века стал популярен женский наряд а-ля Золушка, напоминающий пирожное со взбитыми сливками или распустившийся цветок. Изнутри всю конструкцию поддерживал кринолин – сначала так называли широкую нижнюю юбку из жесткой ткани, позже – юбку на металлических, деревянных обручах или китовом усе. Также в быту кринолином иногда именуют и само пышное платье, надеваемое поверх нижних юбок. Конечно, ходить и сидеть в таких платьях было неудобно, равно как и ездить в экипаже.
Но самым опасным для носительниц кринолинов стал… огонь! Бесконечные юбки часто шили из тонких легко воспламеняющихся материалов – и любая искра могла стать причиной трагедии. «Кринолиновые пожары» были нередким явлением в 1850-1870 годах. Сидеть у камина, гулять по улице, усыпанной тлеющими окурками, ходить по дому, полному свечей, следовало очень осторожно. Воздушные платья сгорали прямо на владелицах, которые либо оставались изуродованными, либо умирали от ожогов.
Однако, кринолин, возможно, и спас жизнь. В 1885 году в The Times была опубликована заметка о женщине, спрыгнувшей с моста и выжившей благодаря кринолину, сыгравшему роль парашюта. До сих пор ведутся споры, насколько это возможно, но инцидент быстро стал известной бристольской байкой.
Мода каждый день диктует новые правила. Сейчас она уже не так коварна, но кто знает, возможно, через сотню лет наши потомки, изучая современный быт, будут приходить в ужас от того, что их предки носили, ели, чем красились. Впрочем, сегодня каждый волен выбирать: слепо следовать новым тенденциям или придерживаться классики, проверенной временем и научными лабораториями. А при общей доступности информации и здравом подходе к вопросу всегда можно найти золотую середину и не подвергать себя опасности. Ведь в погоне за модой во все времена главное было – не потерять голову.
По материалам http://planeta.by, http://be-in.ru