Привычный нам вид придумали в Италии и Франции
Во время праздников многие любят проводить время за игрой в карты. Она тренирует внимание, концентрацию и логическое мышление. Кто бы мог подумать, что современная колода карт — результат сложного развития этой старинной игры.
Точное время происхождения карт неизвестно, также неясно и место их изобретения. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, получившем известность в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Но в целом существует несколько версий появления карт. Помимо китайской, рассмотрим также индийскую и египетскую.
Времена года и недели в году
Китайские и японские карты слишком уж непривычны для нас и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако, несомненно, что уже в VIII в. в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт также выполняли функцию денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет.
Известно и то, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии появились оригинальные игральные карты из раковин мидий. Их украшали рисунками цветов пейзажей, бытовых сценок. С помощью таких карт можно было раскинуть и пасьянс — раковины раскладывали на столе и искали среди них двойников.
В XIII в. карты стали известны в Индии и Египте. В Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.
Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые предстали в символическом виде карт. 56 из них — «младшие арканы» — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «старших аркана» вошли в состав загадочной колоды таро, используемой для гаданий. Правда, никаких доказательств столь раннего существования таро ученым найти не удалось.
Развлечение для сумасшедшего короля
О том, как карты появились в Европе, есть несколько версий. По одной из них, в Старый Свет в XV ст. их привезли цыгане. По другой, игральные карты нарисовал малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер, чтобы развлекать умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) карты были усовершенствованы и получили свое теперешнее название.
Однако, возможно, это всего лишь легенда. Первое же документальное известие о картах относится к 1379 г., его можно прочесть в хронике одного из итальянских городов: «Введена игра в карты, происходящая из страны сарацин и называемая ими наиб». Игра носила, по-видимому, военный характер, так как наиб по-арабски означает «капитан», «начальник». На арабских картах обозначались только цифры по той причине, что ислам запрещал изображать человеческие фигуры. Поэтому, скорее, французы не изобрели карты, а украсили фигурами уже существующие варианты.
В карточных мастях не было единообразия. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки — в «червы», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья».
Карты быстро распространились во всех европейских странах, на их основе появились азартные игры, и потому вскоре стали предприниматься властями строгие меры для их запрещения. Несмотря на это, изобретались все новые и новые карточные игры. В Германии появились ремесленные цеха, занимающиеся изготовлением карт, улучшались способы их выделки.
В XV в. во Франции установили тот тип карт, который существует и поныне. Считается, что масти карт символизируют четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — меч, пики — копья, бубны — знамя и герб, червы — щит.
Герои легенд
Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты соответствуют числу недель в году; 4 масти — это четыре времени года; в каждой масти 13 карт, столько же недель в каждом времени года; сумма всех очков 52 карт составляет 364, то есть, число дней в году без одного.
Ранние карточные игры были сложными, ведь, помимо 56 стандартных карт, в них употреблялись 22 «старших аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи.
В XVI в. карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера). Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы.
Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (червы), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. На роль дамы пик после долгих споров выбрали библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль царицы денег, поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.
Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (червы), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
По материалам Selfire.com