Благородная дама присаживается посреди улицы, но не касается при этом своим мягким местом тротуара
Иногда, глядя на тенденции моды, можно подумать, что дизайнеры используют женщин как подопытных кроликов для проверки чувства юмора у мужской части населения нашей планеты, причем это заметно в моде всех времен и народов.
Конечно, женщины — народ стойкий и умудряются не только приспособиться к очередной несуразной, но модной форме одежды, но и извлечь из нее какую-либо выгоду для себя. Даже сейчас, глядя на бедных манекенщиц, просто диву даешься. Как можно носить меховое манто, например, с купальным комплектом и ботфортами на высоченной шпильке? Но современная мода все-таки более снисходительна к женщинам, чем мода конца XIX столетия, когда пышным цветом расцвела мода на турнюры. Что это такое? Это принадлежность женского туалета, имеющая вид подушечки, которая подкладывалась под платье ниже талии и крепилась на верхней части ягодиц для придания фигуре пышности. Происходит это слово от французского tournure — «осанка, манера держаться».
Возможно, этот самый турнюр все-таки придумали сами женщины, чтобы хоть как-то проявить женскую привлекательность в те времена. В наглухо закрытых сверху и снизу платьях женщины умудрялись подчеркнуть красоту своей фигуры при помощи корсетов, подложенных подушечек или пышных драпировок, но, конечно, находились такие модницы, которые во всем стремились перешагнуть за рамки приличия, рассказывает издание «История моды: смешные и удивительные факты» .
Даже в те времена над тогдашними франтихами нередко потешались. «В гостиной сидит девица лет 20—25. Одета она по последней моде: сидит сразу на трёх стульях, причём один стул занимает она сама, два другие — её турнюр. На груди брошка, величиной с добрую сковороду.
Причёска, как и подобает образованной девице, скромная: два-три пуда волос, зачёсанных кверху, и на волосах маленькая лестница для причёсывающей горничной. Тут жe на пианино лежит шляпа девицы. На шляпе искусно сделанная индейка на яйцах в натуральную величину», — так описал модницу Чехов в рассказе «Брак через 10-15 лет».
Бывало, что дамы делали турнюр такого размера, что юбка ложилась под прямым углом к спине и выступала сзади до полуметра. Женщина с таким чрезмерно оттопыренным, пардон, задом становилась похожа на кентавра! Но больше всего веселит то, что изобретательные модницы умудрялись закрепить под турнюром небольшой стульчик, который полностью скрывался под юбкой, свисающей до земли. Современному человеку трудно себе представить такую картину: благородная дама в роскошном наряде, с серьезным пафосным лицом, присаживается посреди улицы, но не касается при этом своим мягким местом тротуара – ведь она сидит на переносном стульчике, спрятанном под юбкой, точнее, под пресловутым турнюром. А потом, отдохнув после пешей прогулки, поднимается на ноги и шествует далее, унося на своем обольстительном теле и платье, и турнюр, и стульчик.
И все-таки становится немного жаль мужчин того времени, пострадавших от модных тенденций. Судите сами, современная женщина имеет возможность увеличить или уменьшить нужные части своего тела, которые, по ее мнению, нуждаются в корректировке, прибегнув к хирургическому вмешательству. Зато, раздеваясь в присутствии своего мужчины, современная женщина уверена, что интересующие его выпуклости находятся на своем месте. А вот как разочаровывались мужчины XIX века, когда стройная фигуристая женщина распустит завязки корсета и снимет нижнюю юбку вместе с турнюром, превращаясь в нечто бесформенное, трудно себе даже вообразить.