И с какими социальными изменениями это было связано
Современные скверы считаются неотъемлемой частью городской среды. Однако так было не всегда. Традиция парка как открытого общественного пространства для отдыха появилась в 19 веке.
Сначала были сады
Парки и сады разбивались в городах с древних времён. Однако то были преимущественно закрытые для простого люда территории, составлявшие единое целое с дворцами, домами и иными постройками. Наличие собственного сада было символом власти, высокого статуса и богатства. Чего только стоят легендарные Висячие сады Семирамиды, признанные чудом света.
Позднее, в эпоху Ренессанса, в Италии появилась культура организации садов в регулярном стиле. Они были распространены при дворцах и домах и подразумевали не только зеленые насаждения, но также многочисленные постройки, скульптурные композиции, фонтаны и полный символизма ландшафтный дизайн. Поддержание ансамбля в рабочем и презентабельном виде в течение года было сложной задачей и дорогим удовольствием.
Регулярные парки отличались симметричной композицией, многочисленными прямыми аллеями, цветниками, искусственными озёрами правильной формы. Растения рассаживались так, чтобы получался геометрический рисунок. С помощью деревьев, клумб и фонтанов, расположенных каскадами, создавались различные визуальные эффекты. В гротах, лабиринтах и скульптурных композициях были зашифрованы мифологические мотивы. Такой сад был призван символизировать идеалы античности и Ренессанса как её преемника. Одним из самых знаменитых примеров итальянского регулярного парка являются сады Боболи, примыкающие к дворцу Медичи во Флоренции.
Из Италии традиция регулярного парка попала во Францию в конце 15 — начале 16 века. Одним из первых примеров были сады дворца Фонтенбло — с фонтанами, цветочными партерами, особой герметичной рассадкой деревьев и искусственным гротом. В эпоху барокко традиция достигла пика развития во Франции. Ярчайшим примером служат сады Версаля, созданные по приказу Людовика как часть дворцово-паркового ансамбля. Сад был местом развлечений: здесь проходили спектакли и концерты, организовывались праздники с фейерверками.
Наибольшей изощрённости традиция регулярного парка достигла в Англии в первой половине 19 века. Так, например, для стрижки деревьев и кустов предпочитали формы в виде экзотических животных и сложных геометрических фигур. Противники этого стиля развили иное направление — так называемый пейзажный парк. Если регулярный парк с его выверенной симметричностью и идеальными газонами провозглашал победу человека над природой, то новая традиция иррегулярного парка объявляла истинным то искусство, которое было нельзя отличить от природы.
Большой ландшафтный парк должен был имитировать природу или сельскую местность. При этом оставаться упорядоченным. Этот пасторальный пейзаж концептуально находился на полпути между дикостью нетронутой природы и цивилизованным характером города. Новая традиция была связана с распространением идеи природной естественности. По иронии судьбы, культура английского парка покорила и Францию, где Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом.
Революция! И в парках тоже
С середины 18 века появляются первые примеры, когда дворцовые сады начали открывать для широкой публики. Так, жители Мадрида получили право посещать парк Буэн-Ретиро, разбитый у дворца короля Филиппа. Однако такие примеры были редки.
Рост городского населения в Европе и Северной Америке, вызванный промышленной революцией в 19 веке, привёл к ухудшению городской экологии и росту социальной напряжённости. Лишённые доступа к природе и вынужденные ежедневно в течение многих часов выполнять рутинную работу на тяжёлом производстве, люди нуждались в месте для отдыха и развлечений. В некоторых американских городах были организованы платные сады, где можно было передохнуть от городской суеты. Правда, позволить себе это могли далеко не все.
Примерно в то же время появились мыслители, которые ввели понятие социальной гигиены. Они настаивали на улучшении условий жизни и труда и требовали перемен в организации городских пространств. Так, шаг за шагом, люди пришли к идее публичных парков. Были и те, кто скептически отнёсся к новому типу общественного пространства. Критики утверждали, что парки скоро будут разрушены вандалами. Однако на практике всё оказалось наоборот. Люди уважали эти новые элементы городской жизни, а случаи вандализма были редкими.
Начало начал
Одним из первых парков, специально построенных для общественного пользования, считается Биркенхед в Ливерпуле. Он был открыт в 1847 году и планировался как место, где уставший горожанин мог бы поправить физическое и психическое здоровье. Вскоре примеру Ливерпуля последовали Париж и Нью-Йорк. Так, во французской столице Наполеон приказал открыть и отреставрировать Королевские сады, а также разбить несколько небольших новых парков.
Постепенно городские публичные парки получили широкое признание чиновников. В 1930-е они стали пониматься как место развлечения. В парках стали появляться аттракционы, игровые и спортивные площадки, магазины и кафе. В середине 1960-х было пересмотрено само понятие рекреационной зоны в городе. Под общественным пространством, пригодным для развлечения и отдыха, стали понимать не только такие объекты, как парки, но и улицы, крыши и террасы, набережные и пустыри. Любое открытое пространство приобрело потенциальную рекреационную ценность.
Петергоф, загородная резиденция российских императоров на берегу Финского залива, была задумана как парк, который бы не уступал французскому Версалю. В 1721 году были запущены первые фонтаны, а через два года состоялось торжественное открытие парка.
Теперь в современных парках можно и заняться спортом, и посетить музей, и посмотреть экспозиции растений в оранжереях, развлечься, потанцевав под музыку, льющуюся с эстрады, и просто погулять на природе.
Источник — diletant.media