Издавна присутствие кружева в наряде считалось признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин. Оно и по сей день остается среди самых актуальных модных трендов.
Историки затрудняются дать четкий ответ на вопрос – где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения. Первые кружева появились в Италии на рубеже XV и XVI вв. – само слово означает «стежок в воздух». Почему? При плетении игла создает петельный шов не на тканой основе, а по нарисованному на бумаге узору, то есть, по большому счету — по воздуху. Кружево использовали исключительно для декоративной отделки одежды знатных и богатых персон, ведь оно позволяло легко видоизменять любую одежду, соответствующую модным тенденциям.
Трудились в подвалах за копейки
Но, несмотря на возникновение кружева в Италии, его родиной принято считать… Бельгию! Все дело в том, что по мере возрастания популярности кружев и увеличения количества техник плетения огромное количество новшеств появилось именно там. Самые красивые кружева в стране делались в Брюгге. Для многих семей города это было единственной возможностью заработать на жизнь – других заработков не было. В те времена в городе насчитывалось около 10 тыс. мастериц, трудившихся с утра до позднего вечера за копейки. К тому же женщины работали в сырых подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой.
Кружевниц обучали мастерству в 92 школах. Такое количество объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы. Для многих женщин Брюгге школы по подготовке мастериц кружевного искусства (занятия проводились в промежутке между работой) было единственной формой получения хоть какого-то образования, своего рода путевкой в жизнь. После Второй Мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, эти школы стали постепенно исчезать. Однако Брюгге все еще пользуется славой мастерства кружевниц. Об этом говорят около 50 магазинов, которые предлагают кружево.
Тонкое искусство Венеции
Не менее знаменитым стало венецианское кружево, благодаря своему богатому рисунку и тонкости исполнения. Тончайшим полотном восхищались не меньше, чем драгоценными самоцветами, как будто перчатки и камзолы придворных, перевязь оружия и платья благородных дам покрывало золото, а не ажурные льняные нити.
Если поначалу узор ажурных зубцов был более чем скромным, то со временем он сильно видоизменился, мастера придумывали все новые и новые витиеватые узоры, плели их по рисункам, соединяя тончайшими нитями заполненные узелками части кружева. Чтобы придать изгибам, цветкам или причудливым завитушкам большей рельефности, вшивали конский волос по контуру узора, который обшивался с особой тщательностью, все промежутки соединялись тонкой паутинкой многочисленных переплетений. Кружево называлось венецианским, однако плелось не только в Венеции, но и в ближайших городках и деревушках, мастерицы пытались подражать Бельгии, Франции, Испании, Германии и Швейцарии.
Венецианские кружева очень любила знать, этому способствовали модные веяния на пышные воротники одежды фрез и широкие кружевные манжеты. Королева Елизавета I была большой поклонницей кружевных воротников – причем чем больше был воротник, тем лучше. Заметив, что отток средств за границу превышает все лимиты, власти Венеции попытались запретить покупку кружев, но этот запрет не имел успеха. Кружева ввозились с помощью контрабанды и очень быстро раскупались. Такой факт не мог не стимулировать венецианских мастериц к совершенствованию своего искусства.
В XVI ст. Венеция производила множество различных сортов шитого и плетеного кружева, которые отличались техникой исполнения, способом плетения сетки орнаментом и тем, как завершалось изделие. Каждой из разновидностей было присвоено свое поэтическое имя. Известные художники тех времен тоже не сидели без дела, они участвовали в кружевном искусстве, создавая эскизы для кружевниц. К характерным для венецианского кружева орнаментам можно отнести флористические гирлянды, витые листья и побеги, которые соединены друг с другом тончайшими связками. В XVII в. особой популярностью пользовались рельефные рисунки по сетчатому полю и краям изделия, которые были выполнены петельным швом. Через столетие кружевной узор стал более динамичным, мастерицы изображали лилии, цветки граната и дополняли их причудливыми завитками.
В XVIII в. родился такой вид кружева, как гипюр – министр финансов Франции организовал в своем замке настоящую мастерскую по производству кружева, привезя для этих целей венецианских мастериц.
Пик моды на кружево пришелся на начало XVIII в., а потом начался спад, продлившийся до середины XIX г. Сегодня ручное кружевоплетение с каждым днем становится все более престижным делом – кружевницы предпочитают создавать собственные, сложные и изысканные узоры и мотивы, отдавая предпочтения трудоемкой ручной работе перед машинной штамповкой. И сегодня на подиумах то и дело мелькают шикарные кружевные изделия. Это, конечно, уже не то кружево, каким оно было сотни лет назад – что не мешает ему оставаться поистине прекрасным.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам Look.tm, Belgium-art.org, Organza.ru