В Средние века церковь в Европе запрещала шахматы. Но почему?
Церковь можно понять: шахматы XI-XIV веков существенно отличались от современных, в них для определения хода фигуры на доске использовали игральные кости, а те, как и карты, относились к азартным играм. Именно против такой разновидности игры в кости и выступали христианские конфессии. Азарт считался опасным и недостойным верующего чувством: проигравший мог лишиться всех сбережений и имущества, к тому же азартные игры нередко заканчивались потасовкой и увечьями.
Одним из первых в рядах «протестующих» был католический кардинал Пётр Дамиани, который в 1061 году издал указ, запрещающий духовенству играть в шахматы. В письме к папе римскому Александру II он назвал игру «непристойной», «измышлением дьявола». Бороться с пагубным увлечением шахматами призывал в 1128 году французский богослов, основатель ордена тамплиеров Бернард Клервоский. В 1208 году запретил монахам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому» епископ Парижа Одо де Сюлли. А в XV веке противником шахмат был идеолог чешской Реформации Ян Гус.
Под влиянием церкви запрещали в XIII-XV веках игру в шахматы французский король Людовик IX, английский Эдуард IV. К нам шахматы попали из Константинополя ещё в VIII веке, раньше, чем в Европу, и соборного запрета православной церкви поначалу не было. Но в 1551 году он был закреплён Стоглавым собором: «Пятидесятое правило собора сего возбраняет играти всем и причётником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми».
Но, несмотря на запрет, в шахматы играли массово, в том числе представители духовенства. В Европе с начала XIII века шахматы стали одной из семи добродетелей рыцаря, а в XV веке – символом знания и силы, «игрой королей», в которую играли английские короли Генрих I, Генрих II и Ричард I, испанские Филипп II и Альфонсо II. Как показали раскопки, в XV-XVI веках шахматные доски можно было найти в домах и зажиточных бояр, и простых купцов, и ремесленников. Шахматами увлекались цари Иван Грозный и Алексей Михайлович, царевна Софья, причём соперниками часто выступали церковнослужители. При Петре I, который требовал от придворных развивать умственные способности, ассамблеи проходили с непременными шахматными играми. Словом, получалось по Салтыкову-Щедрину: строгость законов смягчалась необязательностью их исполнения.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ