Художники и философы создали то ли санаторий, то ли секту в попытке приблизиться к вечной истине
Свободная любовь и свободный танец, вегетарианство и нудизм, утопические рассуждения об устройстве мира и попытки создать общину. Все это звучит слишком знакомо, но речь вовсе не о хиппи, а об их идейных предшественниках – жителях общины на швейцарской горе Монте Верита.
Голые и травоядные
Гора Монте-Верита — на самом деле никакая не гора, а всего лишь небольшой холм в швейцарской коммуне Аскона. Разномастную публику она привлекала еще до появления веганского общества. Во второй половине XIX века гору облюбовали русские анархисты, в том числе и Михаил Бакунин. Вблизи Асконы в то время собиралась приятнейшая публика: русская баронесса Антуанетта де Сант-Легер приглашала в гости всех местных мыслителей, художников и прочую богему. В конце века Альфредо Пиода предложил построить на горе, которая, правда, тогда называлась Monte Monescia, теософский монастырь.
С монастырем ничего не вышло, но кое-какое брожение в умах людей появилось. В 1899 на курорте в городке Блед встретились учительница музыки Ида Хофман и сын магната из Антверпена Генри Оедековен. Молодые люди прониклись друг к другу симпатией, нашли себе приятных умных друзей — художников Карла и Густава Грезера, учительницу Лотте Гаттемер — и решили, что им необходимо основать колонию для тех, кто стремится к правде. Договорились, скинулись, кто сколько мог, и купили ту самую гору, переименовав ее в Монте Верита, то есть, гору истины.
На холме получилась такая своеобразная смесь курорта и секты. Основатели, конечно, называли ее коммуной-колонией, а некоторые жители и просто санаторием. Правила жизни были весьма своеобразны: жители придерживались принципов вегетарианства (веганство быстро пришлось отменить, уж слишком много было жалоб) и нудизма, а еще стремились к всеобщей гармонии и любви. Публика собралась, надо сказать, весьма колоритная: гору посещали анархист Петр Алексеевич Кропоткин, баварский революционер Эрих Мюзам, мореплаватель Фердинанд Врангель.
На горе жил и знаменитый реформатор Карл Дифенбах. Он был одним из праотцов движения «Лебенсреформ». Вместе со своими сторонниками он выступал за сыроедение, альтернативную медицину, отказ от табака, алкоголя, наркотиков и прививок, хотел провести религиозную реформу, а заодно и предлагал вести сексуально свободный образ жизни. Ничего не напоминает? Да, все правильно. Некоторые последователи Дифенбаха, эмигрировавшие в США, оказали позже огромное влияние на становление движения хиппи.
Избавиться от оков цивилизации
Но одной философии (все-таки изначально Ида Хофмат ратовала за поиск правды и стремление к истине) и сексуальной свободы, очевидно, оказалось мало. Постепенно из вегетарианской колонии Монте Верита превратилась в колонию художников. Начало этому положили братья Грезеры, оба художники. В 1906—1907 даже появилась их первая выставка. Постепенно к ним стали присоединяться и другие известные живописцы. Среди них были, например, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и Густав Клее.
Художниками колония не ограничилась. Постепенно к ним присоединились и знаменитые писатели и поэты, именно им и обязана гора Монте Верита своей громкой славой. Густав Грезер отличился и здесь — он был главным вдохновителем местного литературного кружка и выпускал плакаты и записки на мистические темы. Его работы повлияли, например, на писателя Германа Гессе, который тоже бывал в санатории. С 1933 в колонии встречались ученые Карл Густав Юнг, Карл Керений и Мирача Элиаде. Бывали на Монте Верита и Макс Брод (тот самый, который после смерти Кафки издал его произведения), и Габриела Ройтер, и Эрих Мария Ремарк. А Макс Вебер занимался разработками своих социальных теорий.
Знаменитый свободный танец, разработанный Айседорой Дункан, практиковали и на горе Монте Верита. Привез нововведения Густав Грезер, который познакомился с танцовщицей во время своего путешествия в Париж. На протяжении нескольких лет жители санатория выполняли танцевальные экзерсисы. Участники должны были избавиться от оков цивилизации и с помощью танца вернуться к естественной жизни. По 20-25 человек они жили в легких хижинах и танцевали на природе. Позже на Монте Верита даже ставили танцевальные спектакли. Например, одна из постановок длилась целые сутки, начиналась на закате одного дня и заканчивалась на закате другого.
Идиллия продлилась недолго. Вскоре среди жителей колонии начались споры. Как именно должен выглядеть «естественный» образ жизни, никто не знал. Далеко не все гости могли выдержать вегетарианскую диету, а веганы к тому же и вовсе хотели заставить всех отказаться от кожаной обуви и перейти на растительные сандалии. Некоторым участникам общины не нравился и отказ от табака и алкоголя. Работать во благо колонии хотелось тоже не всем, так что в итоге жители поделились на работников и тунеядцев.
В 20-е годы гору выкупил барон Эдуард фон дер Гейдт, но вернуть некогда знаменитую общину к жизни ему так и не удалось. Но Монте Верита все равно осталась первым настоящим пристанищем дауншифтеров, танцоров и художников, писателей и мыслителей, и даже праотцов хиппи.
Екатерина Астафьева, «Дилетант-медиа»