Творения композитора якобы продвигают превосходство белой расы, мужчин и консерватизма
«Культура отмены» добралась до классики: пока по всему миру из-за пандемии отменяли мероприятия в честь 250-летия со дня рождения Бетховена, в англоязычных СМИ его произведения назвали символом дискриминации и элитизма классической музыки
«Слишком белый, слишком мужчина»
Независимая газета Кембриджского университета Varsity 25 декабря опубликовала на своём сайте статью, где задавался очень серьёзный вопрос: нужно ли «отменить» Бетховена? Странный рождественский подарок для композитора, чей 250-летний юбилей отмечался в декабре 2020 года. Однако когда во всём мире должны были чествовать автора многочисленных шедевров классической музыки, всё пошло не совсем так, как задумали.
Пандемия привела к отмене большей части запланированных празднеств в прошлом году, включая Бетховенский фестиваль в родном городе композитора Бонне. Но этим всё не закончилось: осенью в англоязычном сообществе разгорелись оживлённые споры о том, что знаменитый композитор «слишком белый, слишком мужчина, слишком устаревший» (too pale, too male, too stale). Таким образом автор «К Элизе», «Оды к радости» и «Лунной сонаты», которые относятся к самым знаменитым произведениям классической музыки, стал для некоторых символом культуры, которая продвигает превосходство белой расы, мужчин и консерватизма.
Причиной полемики стала статья «Как симфония №5 Бетховена закрепила «классицизм» в классической музыке», которую в сентябре опубликовал американский сайт Vox. В тексте утверждалось, что с 1808 года эту «борьбу до победного конца» интерпретировали как метафору силы духа композитора перед неотвратимо наступающей глухотой. Это было устоявшееся мнение среди людей у власти, особенно белых богатых мужчин, которые приняли Бетховена и сделали из симфонии символ своего превосходства и важности. Для некоторых же групп — женщин, представителей ЛГБТ и расовых меньшинств — эта симфония может стать напоминанием об истории дискриминации и элитизме классической музыки.
«Желание свергнуть кумиров»
Музыковед Бернар Фурнье встал на защиту великого немецкого композитора: он утверждает, что активное обсуждение наследия Бетховена объясняется современностью созданных им шедевров, а продвижение общечеловеческих ценностей делает из него фигуру мирового искусства. Эксперт напоминает, что Пятая симфония — «это просто энергия музыки против фашизма»: неслучайно начало этого произведения стало лейтмотивом Radio Londres — французского радио сопротивления, вещавшего из Лондона в 1940—1944 годах, а отрывок из Девятой включают каждый раз, чтобы отметить победу мира или свободы.
«Это произведения, которые своей энергией призывают сопротивляться мировым потрясениям», — подчёркивает Фурнье. Поэтому для него поднятый некоторыми англоязычными СМИ вопрос об «отмене» Бетховена, который якобы занимает слишком большое место в истории и затмевает наших современников, не является серьёзным. «Эта кампания — лишь очередная выдумка некоторых крикливых идеологий», — уверен музыковед, который видит в ней две задачи. С одной стороны — «желание свергнуть любой ценой кумиров и той эры героев, частью которой является Бетховен — символ силы духа человека, который преодолел драму своей глухоты». С другой — «вызывающая беспокойство эволюция музыковедения в сторону прикладной социологии и в ущерб научной точности, которую оно предполагает».
Катализатором такой тенденции стало движение Black Lives Matter. Примером этому служит призыв «деколонизировать» музыку, который в форме открытого письма получили на музыкальном факультете Кембриджского университета. В нём сотни подписавшихся осуждают «расизм в изучении и интерпретации классической западной музыки». По их мнению, он является «хронический и комплексной проблемой, которая воспроизводится самой структурой культуры классической музыки» и приводит к исключению небелых» композиторов из учебного материала.
В Девятой симфонии «сцены изнасилования»?
На фоне расцвета «культуры отмены» такое социологическое отклонение находит идеологическое основание, от которого не защищает ни один бастион. Подобной участи не избежал даже Дом Бетховена в Бонне: в этом музее в феврале прошлого года немецкая пианистка Шарлотта Зайтер раскритиковала вездесущего Бетховена как отражение мира, который «идеализирует мужскую креативность» и мыслит «категориями доминирования».
Однако подобные спекуляции появлялись и раньше: в конце 1980-х годов феминистка Сьюзан Макклэри провела анализ первой части Девятой симфонии Бетховена и представила её как описание сцены изнасилования. «Это совершенно возмутительно», — опровергает эту идею Бернар Фурнье. По его словам, «музыка сама по себе ничего не означает», и он совершенно не видит в данном конкретном случае связь с насилием.
Музыковед напоминает, что в опере Бетховена «Фиделио» не Флорестан, а Леонора в мужской одежде бросает вызов начальнику тюрьмы и освобождает своего возлюбленного. «Бетховен был феминистом, опередив своё время!» — утверждает Фурнье, но с горечью отмечает, что если назвать сейчас феминизмом поступок Леоноры, то вас пристыдят, тогда как переосмысление встречи Леноры с Марселиной в сцену лесбийской любви вызывает аплодисменты.
В конце своего анализа Le Figaro задаётся вопросом: почему спустя 250 лет после своего рождения Бетховен оказался жертвой возвращения в поле общественной дискуссии, так что даже стал самым цитируемым композитором в Интернете за 2020 год по данным платформы SoClassiq. Возможное объяснение этому феномену Фурнье видит в постоянной актуальности наследия гениального композитора: «Независимо от эпохи, он всегда наш современник».
Современность Бетховена эксперт находит в инновационных музыкальных приёмах, которые повлияли на развитие музыки и предвосхитили джаз, передаче идей в соблюдении идеального баланса между субъективным и универсальным, а также провозглашение общечеловеческих ценностей, которые делают его, хотим мы этого или нет, фигурой мирового искусства.
Источник: Le Figaro, перевод ИноТв