Алкоголизм – большая беда, зависимость, избавление от которой – тяжелый труд, где Божественная помощь человеку крайне необходима.
18 мая православная церковь почитает икону Божией Матери «Неупиваемая чаша». В этот день во многих храмах служатся молебны о выздоровлении зависимых от алкоголя людей и, что самое печальное, востребованность таких молебнов никак не падает.
Зависимость от алкоголизма имеет отношение не только к тем, кто регулярно уходит в запои, но и к тем, кто любит проводить выходные за бутылочкой пива, для кого праздник без спиртного – не праздник, кто считает, что может позволить себе расслабиться, и частенько так расслабляется. В общем, икона «Неупиваемая чаша» стала народной, как бы прискорбно это не звучало.
Вообще, конечно, мне хотелось сказать несколько слов о Христе и Богородице, а не об алкоголиках, но совсем обойти эту тему я не мог. Тем более что у нас на приходе есть священник, окормляющий несколько наркологических реабилитационных центров, который на собственном опыте может рассказать как с Божьей помощью и при заступничестве Девы Марии люди вырывались из этой адской ямы.
Напомним, что икона «Неупиваемая чаша» была явлена в конце XIX века в Серпуховском владычнем Введенском монастыре. Что интересно, ее обретение не связано с именем или личностью какого-то святого человека, а именно с алкоголиком – опустившимся отставным солдатом Тульской губернии. Видимо, было в нем что-то, что позволило Богу пробраться сквозь зловонные и грязные мысли пьяницы и явить ему Свое откровение в виде сна. Этот момент – момент просветления, начало покаянного пути и преображения падшего человека. Солдату является старец, повелевающий отслужить молебен перед Богородичной иконой в упомянутом монастыре. Как это обычно бывает, когда «лошадка» пытается сбежать из дьявольского «стойла», демонические силы обрушиваются на него, дабы и пошевелиться не посмел. Оправдывая себя отсутствием денег и болезнью ног, солдат откладывал исполнение повеления, пока сон не повторился дважды, и тогда он, наконец, пополз в буквальном смысле. В монастыре об иконе никто не знал, и она, чудесным образом, была найдена на стене в проходе из соборного храма в ризницу. Молебен отслужили, солдат исцелился как от пьянства, так и от болезни ног.
Самое важное, что мы можем вынести из данной истории – мысль, что Господь спасает человека только вместе с человеком. Чудо – это не фокусы Бога, ради утешения наших экзальтированных наклонностей, если оно и случается, то только с определенной целью и ради человека трудящегося как наставление или как дар. Казалось бы, наш солдат уже на таком «дне» лежит, что подняться оттуда нет никакой возможности, его духовное состояние отразилось на состоянии физическом – бездна отчаяния лежала перед его взором, но, в конечном итоге, он не захотел туда падать и пополз. Пополз на локтях, на животе, претерпевая боль, а мог бы отнестись к явленному сну как к очередному алкогольному бредовому видению. Даже из глубин ада Господь может вырвать человека, лишь бы сам человек этого искренне захотел и начал борьбу.
Мы не одни с нашей бедой и икона «Неупиваемая чаша» нам об этом ясно свидетельствует. Она относится к иконографическому типу «Оранта», где Богородица стоит с воздетыми к небу руками и развернутыми ладонями. Это традиционный жест заступничества. Перед ней младенец Христос, но не в медальоне, как на иконе «Знамение», а в чаше, которая является подлинным источником жизни. Вспомним слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти сына человеческого и пить крови его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).
Итак, перед нами две чаши: одна – источник смерти; другая – источник жизни. К сожалению, люди часто предпочитают первый вариант, и здесь уже разговор идет не только об алкоголе. Задумайтесь, что любые пища и питие, нами употребляемые, требуют постоянного восполнения и этот процесс практически бесконечный – он никуда не ведет и никуда не приводит, он просто есть и требует пропорционально бесконечных усилий для своего поддержания. Кроме того, и пищу, и питие мы воспринимаем как источник жизни, но как может дать подлинную жизнь то, что само мертво? Мы же реально питаемся мертвечиной. И животные, и растения, прежде чем попасть в наш желудок, должны умереть. Даже вода, можно сказать, что «умирает», если не в стакане, то в нашей пищеварительной системе. Мертвое едим, мертвое пьем, к смерти и стремимся.
Но есть другой вариант, о котором нам напоминает икона «Неупиваемая чаша» – это Христос. Он нисходит в глубины нашего естества, в мертвые подвалы нашей души и самого корня, в самых основаниях преображает нашу природу. Спаситель – действительно единственная на свете неупиваемая чаша – та чаша, которая не требует бесконечного восполнения, и которая всегда жива. Господь по-настоящему живой, и своей жизнью делится с нами: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, – говорит Христос самарянке, – тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Пока человек жив, пока двигается и дышит, всегда остается надежда, возможность для борьбы и изменения, даже если кажется, что падать дальше некуда. Именно за этой надеждой, ради этой борьбы люди прибегают к молитвам перед Богородичным образом «Неупиваемая чаша». Напомню, что мы не одни – с нами великая заступница и ее сын, с нами и все святые, и небесные силы. Не сочтите это кощунственным, но так и хочется сказать: какая удивительная команда! Неужели вместе мы не поборем, не преодолеем наши жизненные проблемы, величина которых сильно понижается пониманием их конечности!
Владимир Долгих, протоиерей, pravlife.org