Отказ от секса в первую брачную ночь и даже в течение нескольких последующих ночей характерен для многих культур. В Европе этот обычай называли «ночи Товия». Новобрачным запрещалось совокупляться и ласкать друг друга. Можно было только лежать без взаимных прикосновений. В средние века ложе супругов разделялось палкой или мечом.
Как написано в Библии, юноша по имени Товия прибыл в персидский город Экбатаны и остановился в доме израильтянина Рагуила, у которого была дочь Сарра. 7 раз выдавали её замуж и все мужья после первой же брачной ночи умирали. Архангел Рафаил дал Товии совет не обращать на это внимания и жениться на Сарре, обещая помочь справиться со злобным демоном, который умерщвлял её мужей. Товия согласился.
«Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. <…> И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь». Три дня и три ночи лежали Товия и Сарра, не касаясь друг друга, ибо если бы коснулся юноша юницы, то кончилось бы сие печально. И к исходу третьей ночи отступил злобный Асмодей и уже следующую ночь провели они в объятиях друг друга…
Этот обычай воздержания от секса в течение первых трёх брачных ночей практиковался не только у древних иудеев. Причины, лежащие в основе этого обычая, различны, их можно разделить на несколько типов.
Во-первых, страх перед божеством. Например, в Древней Греции господствовало представление, что божество имеет право на первую ночь, что оно оплодотворяет женщину. Долг мужчины — проявить послушание, а женщины — отдаться божеству. Можно представить страх девушки, с беспокойством ожидающей «визита» божества. Если она к тому же отличалась богатой фантазией или истерическим характером, то наверняка чувствовала присутствие божества и даже дефлорацию. В некоторых древних сонниках содержатся сюжеты снов подобного содержания.
Во-вторых, страх перед демоном, злыми силами. В некоторых культурах считалось, что женщина связана с силами зла, что она собственность демона. Брачная ночь рассматривалась как вызов демону, который мог убить смельчака-жениха. Описания такого рода есть в Библии, где демон Асмодей поочередно убивает 7 мужей Сарры. Здесь сказывается влияние персидской и ассирийской культуры, где демоны играли большую роль. На Крите в брачную ночь муж убегал от новобрачной, опасаясь мести злых сил. Таким образом, брачная ночь связывалась со страхом, с большим напряжением, только спокойное соблюдение правил гарантировало отход сил зла от женщины.
В-третьих, христианский аскетический образ жизни. В раннем христианстве сексуальные отношения одобрялись только как метод зачатия ребенка, а сексуальное удовольствие не должно было быть мотивацией интимной близости. Неудивительно, что синод в Карфагене в 398 году рекомендовал супругам воздерживаться от полового акта в брачную ночь, чтобы тем самым доказать умение властвовать над своими чувствами. Позже аскетический подход к сексу стал более жестким, рекомендовалось воздерживаться три ночи подряд. Каждая из этих ночей посвящалась какому-либо святому, например, первая ночь — Деве Марии, вторая — святому Иосифу и т. д.
В-четвертых, предполагалось, что супруги должны постепенно привыкать друг к другу. В Древней Индии после свадьбы рекомендовалось сексуальное воздержание в течение нескольких первых дней. За это время муж и жена могли узнать друг друга поближе, установить психологический контакт, не спеша входить в интимный мир нежности, что уменьшало страх перед дефлорацией у невесты, и молодожены все сильнее ощущали потребность соединиться друг с другом. Таким образом, психологическая близость, взаимный интерес друг к другу, обуславливали и потребность в сексуальной близости.
Следует признать, что в данном обычае проявилась определенная жизненная мудрость. Ведь нередко в брак вступали люди, которые впервые увидели друг друга только в день свадьбы, родители сами находили своим детям пары. Поэтому медленное привыкание друг к другу чужих людей было, очевидно, правильным решением. Формировались устойчивая симпатия и чувство безопасности. Партнеры адаптировались в новой психологической обстановке, благодаря этому сожительство было свободно от страха, напряжения и угроз, что способствовало его гармоничности, предотвращало появление неврозов на сексуальной почве.
«Ночи Товия» вошли в историю сексуальных обычаев. Они отражают влияние различных подходов к сексу (религиозных, магических). Содержащаяся в них идея, безусловно, имеет положительное значение, противодействует невротическим реакциям и разочарованиям, способствуют развитию гармоничных отношений.
По материалам «Дела любовные» , «Священный матриархат»