Ее история оказалась одной из самых скандальных в судебной практике XX века
Когда-то ее похищение террористами привело к непредсказуемым последствиям. Лучшие американские умы до сих пор изучают феномен этой «девушки с синдромом».
Похищение
Внучка богатейшего издательского магната Уильяма Рэндольфа Херста родилась 20 февраля 1954 года в Сан-Франциско. Впоследствии Патрисия опишет свое детство как «богатое и защищенное, среди уверенных в себе людей». После окончания школы в Кристалл Спринг она поступила в Калифорнийский университет, где изучала искусство. В 19 лет Патрисия была студенткой второго курса и жила со своим женихом Стивеном Уидом, который учился в аспирантуре и работал преподавателем. Большинство друзей Патриции были детьми миллиардеров, известных политиков. Ее нравственность не вызывала нареканий: с представителями ультрамодного течения хиппи девушка не общалась, предпочитая более солидное общество, и мечтала реализоваться как актриса или журналистка.
В ночь на 4 февраля 1974 года в их квартиру ворвались двое чернокожих мужчин и одна белая женщина. Жениха ударили несколько раз прикладом, и он потерял сознание, а Патрисию запихнули в багажник автомобиля и увезли в неизвестном направлении. Поначалу полиция посоветовала родителям девушки хранить молчание и ожидать сигнала от похитителей. Но ждать дольше двенадцати часов в семье не смогли и обратились к преступникам через газеты. Реакция оказалась скорой: ответственность за киднеппинг взяла на себя Симбионистская армия освобождения — малочисленная террористическая леворадикальная организация. Лидер группировки Дональд Дефриз мечтал о том, что блага надо отобрать у богатых и отдать бедным. Поначалу члены САО хотели обменять Патрисию на двух членов группировки, арестованных за политическое убийство, однако полиция отказалась от подобной сделки. Тогда Дефриз потребовал от семейства Херст гуманистического акта: медиамагнаты должны были раздать неимущим калифорнийцам продовольственные пакеты на 70 долларов каждый и напечатать массовым тиражом пропагандистские листовки САО. Такой акт благотворительности обошелся бы Херстам в 400 миллионов долларов, но в итоге удалось лишь договориться, что родители пленницы выделят всего шесть миллионов тремя порциями в помощь неимущим. После того как полиция потребовала отпустить Патрисию в обмен на еще один денежный транш, похитители несколько дней не выходили на связь. А потом Патти сама позвонила родителям и сообщила, что остается с членами САО.
Террористка или жертва?
Что происходило все это время с Херст? Похоже, эта загадка так и останется неразгаданной. В первом телефонном разговоре Патрисия — стопроцентная жертва. Голос девушки дрожит, а сама она молит о помощи. Впрочем, уже на 9-й день девушка заявила: она в полном порядке, осознала свою миссию и примкнула к боевым рядам САО. «Они готовы умереть за то, что они делают», — пояснила Патти. Надежда, что ее удерживают силой, таяла на глазах — стало почти очевидно, что она действительно остается в рядах САО по доброй воле.
Утром 15 апреля 1974 года пять человек (и четыре из них — женщины) ворвались в здание банка «Хиберния» в Сан-Франциско и приказали посетителям лечь на пол. Пленников били ногами по лицу, не стесняясь в выражениях, а двоих ранили за сопротивление. «Выручка» банды составила одиннадцать тысяч долларов, а у подоспевшей полиции оказалась в руках шокирующая видеозапись: в центре зала стояла Патти Херст и не без удовольствия держала на мушке пленников.
Анализ привел следователей к выводу, что некоторые члены САО скрываются в многоэтажке в Лос-Анджелесе. После долгих переговоров и последующей перестрелки, полицейские эвакуировали жителей района и забросали здание гранатами с зажигательной смесью. Некоторые члены были убиты при попытке к бегству, двое задохнулись от дыма, а Дефриз сгорел заживо во время полицейской осады здания. Тела Патрисии Херст среди жертв не обнаружили — она наблюдала операцию в прямом эфире, укрываясь в мотеле. В последующие месяцы девушка скрывалась в Пенсильвании и Калифорнии, принимала участие еще в нескольких ограблениях. Патти поймали в ходе спецоперации лишь полтора года спустя.
Начался процесс. Затаив дыхание, миллионы американцев следили за разбирательством — процесс широко освещали в СМИ. Сама Патрисия с первых же минут ареста начала рыдать и раскаиваться, раскрывать подробности своего пребывания среди членов САО. Убедительная в своем горе, она вызывала жалость рассказами о том, как ее держали в шкафу, насиловали и принуждали вступить в ряды группировки под дулом пистолета. В итоге она «сдалась, но теперь жалеет о том, что выбрала такую позорную жизнь». Подтвердить или опровергнуть слова Патрисии было некому – на момент суда непосредственные участники её похищения и содержания в заложницах были мертвы. И тем не менее, чтобы доказать, что Патти сломалась под воздействием угроз, адвокат нанял экспертов, которые должны были объяснить суду, что происходило с психикой девушки во время ее пребывания у похитителей. Психологи демонстрировали, как снизился уровень интеллекта Патрисии, и приводили доказательства психических нарушений. Однако, обвинение настаивало, что Херст действовала по своей воле: так, во время одного ограбления она оставалась одна в машине и могла сбежать, однако вместо этого дождалась соратников и поддержала их стрельбой в воздух.
Судебное слушание длилось тридцать девять дней, обсуждение приговора — двенадцать часов. Патти осудили на 35 лет тюрьмы: 25 за ограбление банка и еще десять — за использование огнестрельного оружия. Родители подали апелляцию, и суд смягчил наказание до семи лет. В действительности Патрисия провела в заключении два года, так как президент Картер сократил срок наказания. В 2001 президент Билл Клинтон дал ей помилование.
По поводу мотивов Херст выдвигаются разные версии: кто-то считает её жертвой, кто-то обосновывает, что она сама организовала свое похищение, а кто-то доказывает, что ей промыли мозги, и она добровольно присоединилась к САО, но психика её была сломлена.
После освобождения Херст вышла замуж за своего бывшего телохранителя Бернарда Шоу, в браке родились две дочери — Джиллиан и Лидия. Сама Патрисия пыталась реализовать себя то как телеведущая и журналистка, то как актриса. Время от времени она дает интервью, связанные с историей Симбионистской армии, но исключительно с позиций жертвы, а не участницы.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Секретные материалы» , Medium.com, Bigpicture.ru