Почему жители джунглей не растут?
Группы ученых уже много лет изучают немногочисленные племена, затерянные в джунглях и отвергающие удобства цивилизации. Некоторые из них весьма примечательны с точки зрения эволюционной биологии, поэтому им уделяют особо пристальное внимание. К таким племенам относятся пигмеи – их низкий рост давно не дает покоя исследователям.
Преимущество для жизни в джунглях
Почему для жизни в джунглях природа предпочитает низкий рост? Некоторые предполагали, что небольшое тело лучше рассеивает тепло или лучше справляется с высокими уровнями влажности. В новой работе исследователи решили найти ответ. Сперва они высказали гипотезу, а затем провели несколько экспериментов, чтобы проверить свои идеи.
Итак, группа ученых из Института перспективных исследований в Тулузе, Университета Эксетера, Гарвардского и Калифорнийского университетов предположила, что более короткие шаги, которые делают более низкие люди, имеют эволюционное преимущество для жизни в джунглях. Проще говоря, низкорослым людям удобнее ходить в густых джунглях, а вот высокие с более длинными шагами с трудом передвигаются в плотных лесах. Для проверки этой идеи ученые построили модели, имитирующие поведение людей разного роста, пробирающихся через джунгли.
Затем сравнили находку с реальными людьми — наблюдая и записывая, как высокие люди и пигмеи пробирались сквозь джунгли Батекского полуострова Малайзии и Цимана в Боливии. Исследователи сообщают, что как их модели, так и их наблюдения за людьми, которые передвигаются в джунглях, согласуются с гипотезой: более низкие пигмеи намного лучше пробирались через джунгли, и причиной тому была более короткая длина шага. Короткие шаги позволили пигмеям двигаться через плотный подлесок намного быстрее.
Это же гипотеза предполагает, что пигмеи возникли куда позже, чем 20-30 тысяч лет назад (предполагаемый период разделения охотников-собирателей восточной и западной Африки). В пользу этой идеи говорит еще и то, что жизнь целого племени в лесу с экологической точки зрения невозможна, если у него нет возможности выменивать пищу у соседей-земледельцев. Вероятно, предки племен батва и бака жили у кромки леса, а потом соседи загнали их в чащу, что и привело к крайне быстрой (по меркам эволюции) адаптации к новым условиям.
Все на женщинах
Стоит отметить, что понятие «пигмеи» – достаточно собирательное, его использует для обозначения всех маленьких лесных людей. А вообще пигмеи подразделяются на несколько народностей или племен. При этом каждое имеет свой язык, самобытную культуру, а также верования и обряды. Так, на территории Габона проживают представители нескольких этнических групп: акова, акула, бабонго, бака, бакойа и бакуйи. Эти племена рассредоточены практически по всем девяти провинциям страны. Их общая численность в Габоне по последним данным составляет от 15 до 20 тыс. человек.
А на границе Уганды и Конго проживает племя бамбути. Их рост обычно не превышает 140 см. Встречаются среди них также взрослые женщины, рост которых составляет около 120 см. Для внешности бамбути характерен выпуклый лоб, вдавленная переносица и большие карие глаза миндалевидной формы. Все это придает им некоторое сходство с гномами, но больше всего они все же похожи на детей.
Бамбути живут только охотой, а вот земледелием не занимаются совсем. Как истинные кочевники они регулярно передвигаются по лесу, останавливаясь на определенном месте на какой-то срок, заново воздвигая на лесных полянах свои незатейливые хижины. Все начинается с того, что женщины большими ножами расчищают поляну от кустарников и другой растительности, делая ровную и чистую площадку. Затем начинается сооружение жилищ. Сначала пигмеи срезают длинные гибкие прутья и обоими концами втыкают их в землю так, чтобы образовалась дуга. Затем такие дуги, расположенные по кругу, переплетаются между собой ветками.
В результате получается каркас круглого или овального домика. После завершения формирования каркаса сверху его накрывают огромными листьями, а на черенках этих листьев делают специальный надрез так, чтобы образовалось подобие крючка. Располагая листья наподобие черепиц и цепляя этими крючками за переплетенные прутья, проворные руки маленьких строителей быстро воздвигают над хижиной достаточно водонепроницаемую крышу.
Живут бамбути супружескими парами. Жен себе им покупать не приходится, так как у них практически ничего нет, чем можно за них платить. При этом девушка в своем клане котируется весьма высоко, так как женщины выполняют основную часть работ по дому. Когда жених уводит девушку, это наносит и ее семье, и всему клану ощутимый урон. Поэтому клан разрешает увести жениху свою невесту лишь в том случае, если он вместо нее приведет другую девушку из своего клана, которая согласится выйти за кого-нибудь из родни невесты.
Акка – виртуозные стрелки
А в лесах восточного Конго обитает другое племя маленьких лесных людей, открытое в 1870 г. Георгом Швайнфуртом. Акка — довольно злой, избегающий людей, охотничий народ. Это племя в высшей степени изобретательно в установке ловушек и капканов. Единственное их домашнее животное — это курица. Стреляют пигмеи виртуозно. Маленькие стрелы с отравленными наконечниками без промаха бьют в цель, благо, живности в тропических лесах хватает. В результате племя всегда обеспечено свежим мясом. Благодаря же стараниям женщин, неустанно собирающим все съедобное, что произрастает в лесу, они не испытывают недостатка и в овощах, и фруктах. Не чужды пигмеи и торговле: за всевозможные дары леса они выменивают у соседей железо, из которого и изготавливают наконечники для своих стрел.
Племенной уклад жизни пигмеев настолько сильно укоренился, что цивилизация почти не проникает в их общины. Пигмеи не знают, что такое медицина. В одном из поселений как-то скончалась молодая женщина из-за того, что ей вовремя не оказали необходимую медицинскую помощь. Она страдала от болей в животе и спине, не могла ходить, но односельчане, вместо того чтобы отвезти несчастную в больницу, решили, что это колдовство и бросили ее умирать на глиняном полу. Местная ведьма сказала, что ее может вылечить слюна одного из родственников-колдунов, но бедная женщина так и не дождалась исцеления и скончалась. На похороны собралась вся деревня, воя и стеная, причитая и искренне плача. Впрочем, для лесных людей такие трагедии – дело привычное, и никто не думает, что может быть по-другому.
История Ота Бенге, пигмея, которого показывали в зоопарке как человекообразную обезьяну, доказывает, насколько жестоко и несправедливо обходится судьба с этим низкорослым народом.
По материалам Zooeco.com, «Лента» , Hi-news.ru, Bigpicture.ru