Что такое штампованная кухонная посуда, тысячами экземпляров выходящая с конвейера и лишенная всякой индивидуальности, по сравнению со сделанной вручную? Разница налицо – в первой есть плюс в виде доступной цены, а во второй – эксклюзивность и частичка тепла автора, сотворившего маленькое чудо.
Именно таким волшебством создания авторской кухонной утвари занимается одесситка Яная Обуховская. В хенд-мейде она не первый год. Создавать что-то руками ее научили родители – мама много вязала, а папа увлекался резьбой по дереву. Однажды он даже смастерил табуретку в виде пачки сигарет. А вот дочка, к слову, филолог по образованию, долгое время увлекалась созданием бижутерии и даже сама делала бусины и цветы из токсичной эпоксидной смолы. Когда Яная с семьей переехала в загородный дом — поближе к природе, то решила бросить вредное увлечение. Однако душа требовала творчества, и супруг, наблюдая терзания жены, предложил освоить новое дело. «На фоне нереализованности я даже заболела. Но потом муж купил мне муфельную печь для обжига, и я начала осваивать мастерство керамиста», — говорит Яная.
Керамика любит выдержку
Процесс создания керамической посуды состоит из нескольких этапов. Один из них – добыча, просеивание и подготовка глины — у современного керамиста опущен. Готовую глину можно заказать на глиняном заводе. Глиняной массе мастерица руками придает необходимую форму – будь то тарелка, чашка или декоративная фигурка. После отминки экспонат ставят в укромное место и забывают о нем на несколько дней. Важно, чтобы фигурка полностью высохла, иначе в печи она может взорваться. Просохшая утварь отправляется в печь, где при температуре 980 градусов достигает состояния «бисквита» — покрывается мелкими порами, но при этом остается прочной. В таком состоянии изделие удобно покрывать специальной глазурью (меленое стекло с водой и добавками, а цветные глазури — плюс оксиды различных металлов), так как она глубоко входит в поры. Затем его снова ставят в печь, где поры уже закрываются и изделие становится одним целым с глазурью. Весь процесс занимает от 4 до 7 дней. «Керамисты любят медленную сушку, и вообще, керамика учит выдержке. Чуть поспешишь — она тебя сразу ставит на место», — говорит Яная.
В планах – коварный фарфор
Если все этапы соблюдены точно, то на выходе получается полноценный предмет кухонной утвари. Однако бывают и промахи – посуда покрывается трещинами, взрывается, теряет форму или меняет цвет. Яная прошла тернистый путь проб и ошибок, не раз махала на все рукой со словами «это не мое», пока в конечном итоге не достала из печи идеальный экспонат, который вселил в нее надежду. И тогда мастерица начала творить в своей мини-студии, которую назвала «Домик у озера», так как дом семейства и вправду соседствует с озером.
Первыми на свет появились мятые тарелки, потом – чашки, блюда, подсвечники, сахарницы и разнообразные вазочки. Уже через два месяца мастерица выставила свои работы на одесской ярмарке и убедилась, что они вызывают интерес у покупателей. «Сейчас я получаю огромное удовольствие от дела, плюс воодушевляет отдача от людей. Это уникальный и магический процесс», — говорит Яная.
Со временем к производству посуды подключился супруг, а затем и родители Янаи. Сегодня в студии уже сформировалось несколько фирменных линеек — фарфоровая линейка с массой направлений, глиняная с наивными рисунками, «деревенская» с оттисками растений и молоченая. Молоченую посуду глазируют изнутри, а снаружи окунают в коровье молоко и запекают при температуре 250-400 градусов. Готовые работы Яная покрывает смесью пчелиного воска, льняного и оливкового масла. Эта линейка единственная, которую нельзя мыть в посудомоечной машине.
В планах — запуск линии фарфоровых украшений с наклейками «деколь», которые после обжига полностью сливаются с поверхностью. В качестве самих изображений Яная хочет наносить первые детские рисунки своих детей и детей заказчиков. «Фарфор — очень капризная субстанция, он выдает много брака на разных этапах. Но у меня подходящая для фарфора печь, и я надеюсь минимизировать процент брака», — говорит мастерица. Но даже несмотря на такие трудности, по словам Янаи, дело стоит того, чтобы в итоге получить заветное изделие из невесомого фарфора. Такая посуда обладает энергетикой спокойствия и мира, а на ощупь похожа на пломбир.
«Хочется вывести людей к тому, чтобы они покупали посуду для себя. Ведь посуда ручной работы — это совсем другое ощущение трапезы. Это уже ритуал!» — говорит Яная. Кроме того, такая кухонная утварь более прочная и на ней почти не остается чайно-кофейного налета. А еще эту посуду стоит использовать детям, ведь она сделана из экологически чистых материалов.
Недавно Яная запустила новую линейку посуды с добрыми пожеланиями. Мастерица твердо уверена, что такая визуализация мыслей и желаний значительно увеличивает шанс их осуществления.
Надежда Маркевич http://dumskaya.net