Кайны арабского Востока были самыми настоящими рабынями. Их выращивали с детства, отбирая красивых девочек среди рожденных рабынями или пленных и обучая хорошим манерам, основам поэзии и игре на музыкальных инструментах.
В компании чужих мужчин
Большая часть кайн оказывалась собственностью хозяев трактиров и постоялых дворов, где они всю жизнь были вынуждены развлекать гостей и постояльцев, но самые красивые и талантливые попадали к богатым мужчинам и вливались в активную светскую жизнь арабского Востока.
Арабские мужчины собирали дома маджлисы — салоны с участием художников, ученых и литераторов. Согласно правилам, «честных» женщин там быть не могло. А вот кайны могли беспрепятственно находиться в компании чужих мужчин.
На маджлисах мужчины бесконечно долго пили чай или шербет (фруктовый освежающий напиток) и обсуждали самые различные вопросы. Кайны играли для них на музыкальных инструментах и декламировали стихи и поэмы, в основном своего собственного сочинения, чтобы мужчины не заскучали. Кроме этого, невольницы могли поддержать беседу и превратить в интересную дискуссию, что очень ценилось среди элиты.
Когда кайна старела и теряла свою красоту и молодость, то становилась бесполезной и могла быть лишь наставницей для юных рабынь. Поэтому невольницы изо всех сил старались найти себе богатого любовника, который захочет выкупить ее у хозяина и если не возьмет замуж, то, по крайней мере, сделает любимой наложницей. В поисках спасителя кайны меняли мужчин каждую ночь, но бывало и так, что старались завоевать симпатию одного мужчины и всячески ему угождали на маджлисах.
Если кайна рожала своему хозяину ребенка, то тот уже не мог выкинуть ее за ненадобностью на улицу и был обязан содержать до конца дней. Разумеется, из-за такого образа жизни и требования ходить с открытым лицом, кайн считали бесстыжими и недостойными женщинами. Но были среди них и те, кто, несмотря на плохую репутацию, вошел в историю и стал легендой.
Спасительное красноречие
Например, Сакан — единственная кайна, память о которой сохранилась не только благодаря красоте и талантам, но и по причине невероятной преданности и любви к хозяину.
Сакан имела мягкий, покладистый характер, что для девушек ее круга считалось недостатком. Арабские мужчины любили дерзких, ироничных кайн, которые едко высмеивали присутствующих и не боялись вступать в самые жаркие дискуссии. Сакан была популярна лишь из-за того, что хорошо пела и сочиняла поэмы, а ее хозяин — мыслитель Махмуд аль-Варрак — очень хорошо к ней относился.
Но и без того не очень богатый философ в итоге разорился и ему стало не до маджлисов с гостями. Чтобы помочь своему хозяину, Сакан решилась на невероятный для кайны поступок — она написала халифу аль-Мутасиму, который часто бывал в гостях у аль-Варрака, письмо, в котором просила выкупить ее. Такое послание мог отправить мужчина, но никак не сама кайна, поэтому халиф лишь рассмеялся и порвал послание.
А история с письмом разлетелась по всему городу и над Сакан смеялись на всех перекрестках и базарах. Чтобы исправить ситуацию, кайна написала прекрасную поэму, которая была призвана напомнить всем вокруг, что Сакан была и остается одной из лучших поэтесс своего времени. Каноны стихосложения требовали, чтобы в начале автор обращался к халифу с витиеватой похвалой. Кайна отступила от этого правила, написав о халифе в третьем лице, отстраненно. Уже это можно было считать неслыханной дерзостью, но Сакан пошла еще дальше и сделала героем поэмы народного воина Бабека, казненного за восстание против халифа. Поэма вызвала такой резонанс в обществе, что за ее обсуждениями все забыли о письме кайны халифу. Так поэтесса достигла своей цели, и люди перестали полоскать её имя, теперь восхищаясь её талантами.
Но Махмуд аль-Варрак все равно решил продать свою кайну, так как обнищал настолько, что не мог ее прокормить. Чтобы его любимица не голодала, он нашел покупателя, который, по его мнению, станет добрым хозяином. Конечно, аль-Варрак мог бы и просто дать невольнице свободу, но это означало бы бросить ее на произвол судьбы и обречь на бродяжничество.
Но все пошло не так, как задумал Махмуд аль-Варрак. Когда покупатель пришел для совершения сделки и уже выложил деньги, Сакан поклялась, что готова терпеть любые лишения, лишь бы не расставаться со своим любимым хозяином. Речь ее была так горяча, что задела покупателя за живое, и он ушел без «товара», оставив аль-Варраку деньги. Махмуд был так растроган поступком рабыни, что в тот же день дал ей свободу и взял в жены.
В постели семи халифов
Другая героиня восточных преданий — кайна Ариб — была дочерью визиря и рабыни, которую отец без малейших угрызений совести продал чужому человеку. Девушка отличалась острым умом, строптивостью и гордостью. Она отлично пела и танцевала, играла на нескольких музыкальных инструментах, писала стихи, отлично ездила верхом. К тому же была воспитана рабыней-христианкой, что наложило отпечаток на мировоззрение Ариб.
В юности кайна влюбилась в голубоглазого красавца-бедуина и сбежала с ним от хозяина. История с побегом так впечатлила сына хозяина Ариб, что он даже написал любовную поэму об этом. Но увлечение Ариб оказалось мимолетным — она быстро разочаровалась в своем избраннике и оставила его. Вскоре девушку поймали и вернули владельцу, который простил ей дерзкий поступок.
Кайной обладали несколько правителей. Сначала с таким предложением к хозяину Ариб пришел халиф аль-Амин, но сделка не состоялась из-за его скорой смерти. После этого ее приобрел следующий халиф — аль-Мамун, а потом она стала собственностью халифа аль-Мутасима, того самого, которому писала Сакан. Этот правитель, выкупив Ариб за большие деньги, даровал ей свободу.
Женщина не изменила своим привычкам и также продолжала вести беспутный образ жизни. Она сама начала собирать маджлисы и на них выбирала себе любовников, которых меняла едва ли не ежедневно. Зарабатывать бывшей кайне удавалось сочинением песен на заказ, а, кроме этого, у Ариб появились влиятельные поклонники, баловавшие ее подарками и деньгами.
Всего за свою жизнь Ариб успела побывать любовницей семи халифов, а также отметилась интимной связью с поэтессой Улайей, которую называла счастьем всей жизни. Ариб умерла в 96 лет от старости и в достатке.
Забил до смерти
Увы, история жизни кайны Фариды очень коротка и трагична. Девушка считалась лучшей певицей своего времени и была очень красива. Поэтому ее и выкупил у хозяина халиф аль-Васик — жестокий и надменный самодур. Во время одной из встреч халиф был не в настроении и ударил поющую кайну ногой в грудь, повалив ее на пол и сломав музыкальный инструмент.
Говорят, что сделал это немолодой правитель из-за того, что в голову ему пришла мысль о том, что после его смерти Фарида будет услаждать чей-то глаз и слух. Этот инцидент настолько испугал кайну, что после смерти аль-Васика она отказывалась петь и вырывала струны инструментов, которые ей давали в руки. Заставляя Фариду петь, новый хозяин забил ее насмерть плетьми.
А кайна по имени Инан вошла в историю как самая остроумная. Девушка была наполовину испанкой, и ей передалась гордость и своенравность этого народа. Инан считалась одной из лучших поэтесс своего времени, а кроме того, без стеснения критиковала чужие поэмы. Из-за этого маджлисы с кайной были очень популярны и собирали поэтов и любителей горячих дискуссий.
История сохранила переписку Инан с известным поэтом Абу Нувасом — оппоненты так зло и изысканно оскорбляли друг друга, что за их перепалкой следили сотни болельщиков с обеих сторон.
Одной из неприятных для мужчин особенностей кайны было то, что она частенько выставляла их на посмешище в едких эпиграммах после интимной связи. Так как любовников Инан меняла очень часто, у нее было немало врагов с уязвленным самолюбием. Но девушка была так хороша, что поток желающих провести с ней время не иссякал. Одним из поклонников кайны был халиф Харун ар-Рашид, известный нам по арабским сказкам. Инан надеялась, что правитель выкупит ее у хозяина, но щедрый и расточительный в легендах, в жизни правитель был скуповат, и цена рабыни казалась ему высокой.
Хозяин Инан ненавидел ее за острый язык и успех у мужчин, и кайна отвечала ему той же монетой. За свою дерзость девушка неоднократно получала розгами, но этого хватало ненадолго. После смерти хозяина Харун ар-Рашид заимел Инан в счет погашения долга. Так Инан стала наложницей халифа, и ее следы теряются в огромном гареме правителя.
Источник — bigpicture.ru