В 1880 году парижский морг на острове Ситэ был достопримечательностью — в его витринах на черных мраморных столах выставляли неопознанные трупы. Посмотреть на них приходили люди в поисках пропавших родственников и обычные зеваки. «В Париже нет ни одного окна, которое привлекло бы больше зрителей, чем это», — писали в те времена.
Морг для встреч и прогулок парижан
Однажды на таком столе оказалось тело 16-летней утопленницы. Девушку выловили из реки Сены неподалеку от Лувра. Её не смогли опознать. На теле не нашли следов насилия. Возможно, девушка покончила с собой.
Патологоанатом, впечатленный ее умиротворенным выражением лица, решил снять посмертную маску. Тогда это было обычной практикой. Гипс зафиксировал мягкие черты лица и легкую улыбку. Слепок выставили в витрине морга, и неожиданно он стал очень популярным. Вскоре маска «Незнакомки из Сены» стала продаваться по всему Парижу, а спустя пару лет изображение девушки можно было встретить даже в лачугах бедняков. Все благодаря неизвестному человеку, который сфотографировал один из слепков и стал недорого продавать эти снимки. С маски стали делать копии для продажи. Лик «Незнакомки» теперь считался эталоном красоты. Парижская богема признала его произведением искусства, им украшали стены домов и витрины. Философы размышляли, что выражение лица девушки может рассказать о жизни и смерти. Художники рисовали портреты. В США даже поставили балет. Альбер Камю сравнивал ее улыбку с улыбкой Моны Лизы, а Владимир Набоков посвятил лику стихотворение, но ее главная роль была еще впереди.
Почему слепок какой-то девушки стал таким популярным? Когда у людей спрашивали об этом, они указывали на необычайно умиротворенное выражение лица, один взгляд на которое внушал окружающим ощущение счастья и покоя. К тому же свою роль сыграл ореол таинственности. Кто эта девушка? Как ее звали? Почему она улыбается?
Как неизвестная парижанка обрела имя
В 1958 году норвежский кукольник Асмуд Лэердал расширяет свой бизнес в медицинскую сферу: производит резиновые имитации ран и материалы для обучения навыкам оказания первой помощи. Он получает заказ на разработку манекена, на котором будущие врачи могли бы отрабатывать навыки реанимации. Заказчик — австрийский врач Петер Сафар, основатель сердечно-легочной реанимации.
По словам Асмунда, работая над манекеном, он хотел придать ему естественные черты, поскольку был твердо убежден, что за счет этого люди будут более мотивированы к изучению методов спасения жизни. В качестве же лица он использовал образ, который запомнил по фотографии на стене старенького дома бабушки и дедушки. То была «Незнакомка из Сены». Манекен назвали «Оживленная Анна».
С тех пор «Анна» производится в компании Лэердала, которая основана в 1940 году. В течение первых двух десятилетий компания разрабатывала и производила игрушки и издавала книги для детей. В 1960 году, после появления первой «Оживленной Анны», компания посвятила себя разработке и производству манекенов и тренажеров для обучения навыкам оказания первой помощи.
Со временем манекен подвергся множеству усовершенствований, но его «лицо» осталось прежним. Считается, что за 60 лет около полумиллиарда человек научились проводить сердечно-легочную реанимацию с помощью «Оживленной Анны». Таким образом «Незнакомка из Сены» стала еще и самой «зацелованной» девушкой в мире.
Юринок Г.К,