Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов?
«Гамлет»
Кеннет Брана, 1996.
Продолжительность: 4 часа 02 минуты.
«Гамлет» Уильяма Шекспира — одно из самых экранизируемых произведений, однако среди десятков киноадаптаций картина Кеннета Браны занимает особое место. Дело в том, что режиссер перенес бессмертную пьесу на экран буквально, отказавшись от сокращений и вообще любого рода отступлений от буквы первоисточника. Во многом именно по этой причине фильм разросся до хронометража в четыре часа и стал одним из наиболее продолжительных в истории кино. Мнения критиков при этом разделились: для одних это едва ли не лучшая киноверсия произведения Шекспира, для других наоборот — «один из самых пустых фильмов по этой пьесе».
«Клеопатра»
Джозеф Лео Манкевич, 1963.
Продолжительность: 4 часов 03 минуты.
4-часовой хронометраж этой картины был продиктован гигантизмом Голливуда, боровшегося на рубеже 1950-60-х годов с телевидением и стремившегося всеми силами повысить зрелищность своих картин. В основу сюжета лег ярчайший эпизод античной истории — жизнь и смерть царицы Египта Клеопатры и ее драматичные отношения с Юлием Цезарем и Марком Антонием.
Однако экранизация этой истории обернулась почти что катастрофой. Ни до, ни после мир кинематографа не видел подобного сочетания постановочного размаха и производственной неразберихи. Лента ознаменовала апофеоз жанра пеплума, но одновременно поставила на нем крест. Фильм стал не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее дорогостоящих в истории кино, и, увы, привел к одному из самых оглушительных провалов.
«Однажды в Америке»
Серджио Леоне, 1984.
Продолжительность: 4 часа 11 минут.
Вся фильмография Серджио Леоне — это эпические постановки. Однако картиной «Однажды в Америке» режиссер превзошел сам себя. Многоуровневый, построенный на запутанной структуре фильм охватывает полувековую историю двух гангстеров, прошедших путь от бедных уроженцев еврейского гетто до самых влиятельных фигур преступного мира Нью-Йорка. Как всегда, Леоне придирчив к деталям, и во многом из них и формируется дух ленты. Впрочем, у картины существует несколько версий, но надо ли говорить, что наиболее предпочтительная режиссерская, самая полная.
«Геттисберг»
Рон Максвелл, 1993.
Продолжительность: 4 часа 31 минута.
Этот фильм можно охарактеризовать как масштабное батальное полотно. Четыре с половиной часа перед зрителями разворачиваются обстоятельства 3-дневной битвы при Геттисберге, самого кровопролитного сражения Гражданской войны в США. Правда, что изначально «Геттисберг» снимался для телевидения как мини-сериал, однако телемагнат Тед Тернер, увидев первый материал, решил пустить картину и в кинотеатральный прокат.
«Фанни и Александр»
Ингмар Бергман, 1982.
Продолжительность: 5 часов 12 минут.
Opus Magnum Ингмара Бергмана, который можно считать самым личным фильмом режиссера, а заодно энциклопедией жизни Швеции в начале XX века. В пяти актах автор раскрывает драматичную историю семьи с фокусом на героя-мальчика, альтер-эго режиссера. Прилагается все, чем так славится Бергман: сновидческие эпизоды, призраки, психотравмы и несколько шокирующих эпизодов.
«Двадцатый век»
Бернардо Бертолуччи, 1976.
Продолжительность: 5 часов 17 минут.
Еще одна историческая картина, размах (и продолжительность) которой была предопределена самим названием — «Двадцатый век». Бернардо Бертолуччи со свойственной ему амбициозностью задумал осмыслить социально-политические перипетии двадцатого столетия, сделав их фоном судеб двух друзей. Получилось энергично и провокационно (это же Бертолуччи).
«Наполеон»
Абель Ганс, 1927.
Продолжительность: 5 часов 30 минут.
Абеля Ганса можно считать главным гигантоманом эпохи немого кино (наряду с Дэвидом Уорком Гриффитом). Его авторству принадлежит несколько самых масштабных постановок 1920-х, в том числе «Наполеон». Ключевой фигуре французской и мировой истории Ганс посвятил огромную картину, снятую с использованием целого ряда новаторских технологий того времени: панорамные съемки, полиэкран, POV, летающая камера. Все это в совокупности с многотысячными массовками и грандиозными декорациями. Правда, точный хронометраж установить вряд ли возможно. Существует несколько десятков версий картины: от 4-часовой до 5,5-часовой.
«Сатанинское танго»
Бела Тарр, 1994.
Продолжительность: 7 часов 12 минут.
Еще один из наиболее продолжительных фильмов в истории был снят самым мрачным режиссером наших дней. Венгр Бела Тарр создал ряд картин, воссоздающих панораму упадка и конца времен, но, пожалуй, самой страшной можно считать его 7-часовое «Сатанинское танго». В ленте разворачивается история умирающей фермы, некоторые жители которой хотят скрыться с деньгами всей коммуны, но останавливаются в ожидании местного «мессии». Сюжет раскрывается крайне неспешно, а строится картина на длинных кадрах, продолжитеьностью 8-10 минут. Зрелище столь же завораживающее для одних, сколь и невыносимое других.
«Эволюция филиппинской семьи»
Лав Диас, 2004.
Продолжительность: 9 часов 53 минуты.
Филиппинцу Лав Диасу принадлежит не самый-самый длинный фильм в этом списке, однако его по праву можно считать главным на сегодняшний день адептом медленного кино и размашистого хронометража. Редкая его картина длится меньше четырех часов. В его фильмографии есть работы на 5,5 часов («От предшествующего»), 7,5 часов («Меланхолия»), 8 часов («Колыбельная скорбной тайне»), но рекорд принадлежит почти 10-часовой «Эволюции филиппинской семьи». Как и в большинстве других картин, сюжет здесь связан с перипетиями истории.
Драматические события разворачиваются неспешно (и неумолимо), роли исполняют непрофессиональные актеры, съемка ведется длинными кусками, не используется специальное освещение, что в совокупности обеспечивает сильный эффект погружения и проживания момента. Фильм снимался больше десяти лет, за которые не раз поменялись операторы, ушли из жизни несколько членов съемочной группы, а режиссер пережил распад своей семьи.
«Out 1: Не прикасайся ко мне»
Жак Риветт, 1971.
Продолжительность: 12 часов 53 минуты.
Самым продолжительным игровым фильмом считается 13-часовая экспериментальная работа Жака Риветта. Картина стала развитием импровизационных методов, в которых Риветт упражнялся на предшествовавших картинах (тоже, к слову, немаленьких — 2,5-4-часовых). Снимался фильм без привычного сценария, на основе общих режиссерских направлений и актерских экспромтов. Малосвязные истории эксцентричных молодых людей, парижских театральных трупп и некого тайного общества по ряду причин, в том числе из-за хронометража, были долгое время почти недоступны широкому зрителю. Из-за этого вокруг картины возник своего рода культ, а за лентой закрепился статус «святого Грааля синефилов». Впрочем, многие считают опус Риветта ничем иным как издевательством.
Павел Орлов, tvkinoradio.ru