Из Европы сюда прибывали многочисленные миссионеры-иезуиты, обращавшие чужую паству в западную религию
Европейская вера проникла в далекую Японию вместе с католическими миссионерами. Японские власти чужую религию не жаловали. А подавление Симабарского восстания окончательно определило японскую политику последующих двух столетий.
Тайфуны, голод и восстание
Феодальное княжество Симабара, расположенное на острове Кюсю, было одним из оплотов католического христианства в Японии. Из Европы сюда прибывали многочисленные миссионеры-иезуиты, обращавшие чужую паству в западную религию. Японские власти настороженно относились к такой деятельности. Во второй половине XVI века католичество обрело в Стране восходящего солнца столь значительную популярность, что в 1587 году объединитель Японии Тоётоми Хидзёси запретил католическим священникам распространять свою веру.
В Симабаре к тому времени уже открыли иезуитский монастырь и семинарию, а количество католиков в провинции по разным оценкам составляло около 70 тысяч человек. Все эти люди находились под патронажем местных феодалов. Гонения против иноверцев начались в конце XVI века и особенно усилились при сёгуне (феодальном правителе) Токугава Иэмицу, решившем оградить Японию от западного влияния. Кроме того, страну несколько лет (1633 — 1637) сотрясали тайфуны и засуха. Природные бедствия вызвали уменьшение урожаев и голод. Правительство никак не помогало бедствовавшим. Поборы еще больше нагнетали обстановку. Назревал социальный протест.
Симабарское восстание вспыхнуло 17 декабря 1637 года. С острова Кюсю оно быстро перекинулось на остров Амакуса. Восстание поддержали и ронины — деклассированные самураи. Духовным лидером восстания стал юноша Амакуса Сиро (взявший имя Иероним) — сын бывшего вассала рода Кониси. Сторонники называли его «четвертым сыном неба», пришествие которого якобы предсказал первый католический миссионер Японии Франциск Ксавьер.
Цитаделью Сиро был замок Хара. Сначала эта крепость значительно пострадала от повстанцев, затем они же отчасти восстановили ее. Картина крепости представляла собой странное зрелище: стены японского средневекового замка были увешаны христианскими знаменами. Самым крупным успехом восставших оказалась победа над трехтысячным войском самураев, которое было отправлено локальными властями на подавление недовольства. Теперь за повстанцев взялось правительство сёгуната. 31 января 1638 года повстанцы потерпели крупное поражение, их наступление было остановлено.
Католики маскировались под буддистов
Перехватив военную инициативу, правительственные войска направились прямиком в Симабару. Вскоре они окружили замок Хара, куда стекались многочисленные повстанцы и беженцы. Началась долгая осада главного японского оплота католицизма, стены которого обстреливались из пушек. Замок находился на берегу моря, поэтому армия сёгуната обратилась за помощью к проходившему мимо голландскому кораблю «Де Рюп». Судно также обстреляло крепость, чем нанесло ей значительный ущерб, однако после гибели двух своих матросов моряки удалились от места противостояния.
Восставшие не только оборонялись, но и предпринимали смелые вылазки в лагерь противника. Во время одной из них были перебиты многие самураи провинции Хидзен. Однако на стороне сёгуната оставались значительные преимущества. У восставших заканчивалась провизия — их поражение становилось делом времени.
Замок Хара пал 15 апреля 1638 года. При штурме погиб Амакуса Сиро. Его, как и еще тысячи повстанцев, обезглавили, а голову привезли в Нагасаки. Трофей был выставлен на пике в качестве публичного предупреждения всем тем, кто еще мог сочувствовать повстанцам.
Симабарское восстание стало поводом для ужесточения внутренней политики сёгуната. Власти лишили иностранцев возможности посещать Японию, запретили католицизм. Отношения с морскими державами Голландией и Португалией были прерваны. Японцев, отправившихся за рубеж и вернувшихся на родину, дома ждала смертная казнь. Исповедовавшие католичество жители страны были вынуждены либо отказаться от своей религии, либо вести двойную жизнь маргиналов. Конфессиональный запрет породил уникальное религиозное явление. Постепенно на острова Кюсю и Хонсю сложилось течение какурэ-киристиан. Этим современным термином ученые называют «тайных христиан», которые маскировали свои религиозные обряды под буддистские. Потомки первых какурэ-киристиан вернулись в лоно католической церкви в середине XIX века.
Максим Новичков, «Дилетант-медиа»