Почему католики во время службы сидят в храме, а православные стоят? Ведь им приходится стоять много часов подряд.
Вообще-то богослужебные уставы не требуют ни от православных, ни от католиков проводить всю службу на ногах. Обязательно это лишь в наиболее важные моменты богослужения: при чтении Евангелия или во время евхаристического канона (главной молитвы литургии). Чтения из Ветхого Завета, некоторые другие тексты можно слушать сидя (скамьи для желающих присесть есть, например, в православных храмах Греции). Однако в православных церквях уже много веков существует обычай проводить всю службу стоя.
Первыми так стали делать монахи и священнослужители, следуя трактату «О молитве» («De oratione») раннехристианского теолога Тертуллиана (лат. Tertullianus; 155-220 гг.): «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и ангелы со страхом и трепетом».
Монахи стали примером для простых прихожан. И хотя сейчас скамейки в православных храмах, пусть и немного, но есть, поставлены они с расчётом на больных и пожилых. Тем не менее, пожилые люди всё же стараются стоять, а садятся лишь, когда совсем невмоготу.
Как объясняет митрополит Викентий (Морарь), в православной церкви принято стоять на богослужении потому, что «мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаём свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе… Чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость»
Католики же утверждают, что, сидя, молящийся может полностью расслабиться и посвятить себя мыслям о Боге. Если же человек устаёт, переминается с ноги на ногу, ему будет не до этого. Ведь мы контактируем с Богом с помощью души и мозга, и тело не должно мешать и отвлекать. И, тем не менее, во время чтения Евангелия католики всё равно встают.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ