Легенды священной горы
Изначально ее называли Башней Птолемея, потому что она находилась на середине Шелкового Пути и служила ориентиром для торговцев и путешественников. Позже паломники прозвали ее второй Меккой. Считалось, что любой праведник, перед тем как идти в арабскую Мекку, должен был совершить преклонение Мекке персидской. 10 лет назад Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО включил гору Сулайман-тоо в свой список.
Молились Заратустра и Мухаммед
Огромная известняковая глыба растянулась с запада на восток на 1140 метров. Сулайман-гора занимает площадь в 122 гектара, а в ширину — 569 метров. Стоит она в Оше, разделяя город фактически на две части. Сколько ей лет, никто точно не знает, но упоминания о ней встречаются в литературных памятниках разных эпох. И своё культовое значение гора приобрела еще в самом начале зарождавшейся тут цивилизации – в III веке до нашей эры. На ее склоне археологами были найдены вещи, возраст которых около 3 тысяч лет.
До XVI века гору называли Бара-Кух («Красивая гора») – так её величал Бабур, последний из тимуридов, поэт, философ, гуляка и воин, а также основоположник династии Великих Моголов. В ХХ веке она стала по-киргизски Сулайман-тоо (по-персидски Сулайман-таг) — приблизительное видоизменение от исламского ее названия «Тахти Сулайман» («Ложе Сулаймана»). Многие ученые связывают это название с именем султана Сулаймана Мази, жившего в XV веке. Он, впечатленный красивым видом горы и панорамой Оша, обосновал здесь свою летнюю резиденцию, где решались государственные дела. Впрочем, в XVIII веке о Сулаймане Мази уже никто не вспоминал. Но зато возникло из глубины времен имя пророка Сулаймана (библейского царя Соломона).
Ходят легенды, что сам Заратустра жил в одной из ее пещер и знаменитое собрание священных книг зороастризма «Авеста» было написано именно здесь. Вероятно, в древности Сулайман-тоо считалась священной. Об этом говорят петроглифы на стенах пещер. Их тут больше 400. В сборнике ошских преданий говорится, что здесь молился даже пророк Мухаммед. Поэтому одним видится в контурах вершин горы слово «Аллах», написанное арабской вязью, другим – человек, лежащий на боку. Вероятно, это и есть пророк Сулайман. А на самом верху персидской Мекки есть то, что вызывает у людей особое уважение – камень с таинственными отметками, оставленными, возможно, тем самым пророком Сулайманом.
На Сулайман-горе есть пять вершин. На первой, по легенде, остались следы пророка Соломона, который знал языки всех животных и птиц и любил передвигаться на спинах своих джинов. Однажды, путешествуя по Ферганской долине, он увидел Сулайман-тоо и решил остаться там жить. Одна из самых верхних площадок горы расположена на высоте 150 метров. По преданию, именно отсюда и вел свои наблюдения за долиной. Тут есть камень, на котором можно увидеть несколько углублений разной величины. Верующие считают, что это следы от рук, колен и головы молящегося пророка. Вокруг камня возведена небольшая мечеть, опять же, по легендам, в ней и молился пророк.
Есть и другая версия. Маленькая келья – худжра — была возведена над камнем только в начале XVI века. Ее приказал построить полководец, правнук Тамерлана и основатель Великих Моголов, Бабур. Вариант менее романтичный, но историками он рассматривается всерьез. В книгах встречаются такие описания: «Особенно красива была мечеть внутри. Блестящий, как мрамор, пол, состоит из 2-3 отесанных плит, отполированных ногами многочисленных паломников. Стены мечети изготовлены из белого камня и украшены скульптурной резьбой. Свод потолка овальный, изящный. Два небольших окошка пропорциональны объему этой мечети, состоящей из одной комнаты площадью четыре квадратных метра». Домик Бабура сегодня – это только подобие оригинала.
Толпы паломников
Ежедневно сюда поднимаются тысячи людей. И у каждого своя цель. Одни поднимаются наверх, чтобы налюбоваться красотой и орнаментами в восточном колорите кельи, другие – чтобы сфотографироваться на фоне панорамы города. Однако для большинства подъем на Сулайманку – настоящее паломничество. У женатых пар более земные просьбы – с просьбой о долгожданных детях. А кто-то приходит с подарками в знак благодарности за уже случившиеся чудеса.
Гребень Сулайман-горы очень острый. Недаром есть участок на Рушан-таг (одной из пяти вершин горы) под названием мост Сират. В исламе мост Сират тоньше волоса, он — как лезвие меча, но благочестивая душа после смерти благополучно проходит по этому мосту и попадает в рай. Нечестивец же, наоборот, падает с этого лезвия прямо в джаханмам, то есть, в ад, над которым мост и находится. Проползание по мосту Сират на Сулайман-тоо снимает вместе со страхом все грехи.
На этом удивлять Сулайман-тоо не перестает. Самое необычное в горе то, что внутри ее самой большой пещеры архитекторы создали музей её истории. Экспозиции рассказывают интересные истории о быте людей эпохи неолита и зарождении разных религиозных течений. Туристов, гуляющих внутри Сулайман-тоо, привлекает большое количество настоящих петроглифов и свешивающиеся с потолка сталактиты. Есть поверье: «Если на тебя упадет капля воды – будешь здоровым и счастливым».
Всего на горе Сулайман-тоо семь пещер. Самая крупная из них – Руша-ункур. Сейчас внутри нее и располагается верхний ярус музея. Есть и самая маленькая пещера Сулайман-горы – Тамчы Тамар («Капающие капли»). Забраться в нее решаются самые отважные, потому что иначе, как по-пластунски, не получится. Ее глубина 9 метров, вход узкий. В конце пещера расширяется до 3 метров. Можно даже посидеть. И обязательно нужен фонарь, чтобы найти и рассмотреть находящийся тут огромный камень в виде книги, формой напоминающий Коран. А если положить руку и загадать желание – все исполнится. Но для надежности лучше посетить и другие священные места. Например, участок Эне бешик («Материнская колыбель»). Люди приходят сюда просить детей.
Самую большую популярность на горе Сулайман-тоо имеет горка Бел-Таш. Она считается лечебной. Если скатиться по ней три раза, можно излечить заболевания суставов и позвоночника. Поэтому ее каменные бока отполированы телами миллионов паломников. Спускаться надо строго лежа на спине. Во время катания можно загадать желание, в первую очередь, связанное со здоровьем, и оно исполнится.
Если понаблюдать за всеми этими ритуалами со стороны, становится ясно одно: неважно, верит человек в чудеса или нет, но приходя на Сулайман-гору, он совершенно четко формулирует свою мечту, а это, как известно, уже шаг к тому, чтобы ее осуществить. Фото: ru.wikipedia.org
Источник: http://Mir24.tv , http://tourkg.com