Французский психоаналитик Жак Лакан считает, что выстраивание нашей идентичности происходит через распознавание себя в других людях.
«Когда я думаю о других как о зеркале себя самой, то вспоминаю фильм Спайка Джонза «Быть Джоном Малковичем», снятый в 1999 году, — пишет журналистка Люсиль Беллан в издании Slate.fr (перевод «Инопресса» ). — В нем кукольник, которого играет Джон Кьюсак, находит секретный проход, который приводит его в тело американского актера. В какой-то момент в кадре все персонажи выглядят как Джон Малкович и выражаются с помощью лишь одного слова, меняя только громкость или интонацию: это слово… Малкович».
Выпускница кафедры клинической психологии Эммануэль Лоран приводит в пример теорию зеркала в своем эссе «Как психиатр»: «Лакан скажет, что эго является воображаемым. Это выдуманный образ. Отражение себя в зеркале, а также и в других людях, встречающихся в школе, в парке, на работе, на улице. Такой образ «меня самого в другом» Лакан квалифицирует как иллюзию. Потому что зеркальное отображение по определению — это не я. Это образ. Тогда и я сам всего лишь проекция».
Путать свое «я» со своей проекцией — это в какой-то мере зло нашего века. В настоящее время в социальной сети Instagram размещены сотни тысяч селфи и фотографии с изображением лица. В социальных сетях, как и в теории зеркала, мы руководствуемся образом, мы отслеживаем и «лайкаем» тот образ, который является нашим собственным отражением. Такое явление, как отслеживание из ненависти, тоже укладывается в это направление. Мы порой по собственному желанию остаемся подписчиками аккаунтов тех людей, которые нас раздражают, так происходит потому, что на самом деле они являют собой недостатки нашей собственной личности.
А может, в конечном счете, мы любим только себя? Позволяют ли нам люди, с которыми мы общаемся, немного лучше понять, кто мы такие? В то время, когда социальные сети окружают нас тысячами людей по всему миру, отражение другого посылает нам размытый и/или стандартизированный образ. Эго оказывается в уязвимом положении. В сущности, действительно ли мы сегодня знаем, кто мы есть? Похоже на то, что ответить на этот вопрос, основываясь на лакановском зеркале, становится все труднее.