Как православная церковь относится к солнечным затмениям и прочим природным явлениям?
Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф, пишет «Православная жизнь» .
— Православная церковь относится к затмениям и прочим природным явлениям именно как к природным явлениям.
Бог, сотворив этот мир, непрестанно о нем промышляет. При чем промысл Божий бывает двояким: естественным и сверхъестественным.
Под естественным промыслом Божиим следует понимать те законы природы, по которым мир существует с момента его сотворения, а под сверхъестественным должно разуметь то, что превыше естественных законов – то есть, чудеса. Например, солнечные затмения – это вполне обычные природные явления, которые легко можно объяснить с помощью астрономии.
Но в истории были и такие природные явления, которые не вписывались в ряд ординарных. Одно из них – солнцестояние, описанное в книге Иисуса Навина, когда солнце не садилось до тех пор, пока богоизбранный народ Израильский не победил своих противников.
Подобные необычные природные явления, которые мы чаще всего именуем чудесами, в христианской литературе называются «силами» и «знамениями». Данные именования объясняются, прежде всего, тем, что чудеса никогда не творились Богом только ради самих чудес: главная причина их всегда заключалась в том, что они должны были с одной стороны – указать на силу и всемогущество Божии, а с другой – быть неким знамением для людей, то есть, фактически натолкнуть их на более важные мысли, например, на необходимость покаяния.
Следовательно, все то, что мы можем наблюдать в окружающем нас мире, либо подлежит естественному описанию, либо же не подлежит ему. А если не подлежит, значит, нам впору задуматься о том, все ли в нашей жизни проходит так, как должно быть.