На 86-ом году жизни скончался выдающийся режиссер Марк Захаров. С его именем связана целая театральная эпоха: с 1973 года он возглавлял театр «Ленком», на его счету 49 спектаклей, многие из которых шли десятки сезонов подряд. Кроме того, Захаров написал сценарии культовых картин и сам снял 7 фильмов, которые давно разобрали на цитаты, а звучащие там песни стали хитами, которые знают несколько поколений. Вспоминаем все кинематографические работы знаменитого режиссера.
«Стоянка поезда – две минуты» (1972)
Об этом фильме, который на деле является кинодебютом Захарова, знают немногие. Захаров написал сценарий картины и снял ее в соавторстве с Александром Орловым. Получилась музыкальная комедия о жизни московского врача, который приехал работать в провинцию и неожиданно влюбился в местную медсестру. Ее играла одна из главных красавиц сцены Валентина Теличкина. Также в картине снимался Юрий Белов, известнейший актер послевоенного десятилетия, а голосом женских персонажей пела Алла Пугачева.
«12 стульев» (1976)
«Заграница нам поможет! Запад с нами»
Захаров взялся за четырехсерийный амбициозный проект. Амбициозный, потому что, во-первых, роман Ильфа и Петрова экранизировали уже не раз. А во-вторых, совсем недавно, в 1971, году вышла версия Леонида Гайдая – признанного мастера комедии. Противопоставить свой фильм работе такого режиссера было смело (поговаривают, что Гайдай отзывался о фильме негативно). Кроме того, на роли главных героев Захаров выбрал актерский дуэт, уже блиставший в «Бриллиантовой руке» Гайдая 1969 года (тоже, кстати, в роли мошенников). Анатолий Папанов сыграл Кису Воробьянинова, а Андрей Миронов – Бендера (режиссер утвердил его без проб). В отличии от предыдущих экранизаций, в фильме Захарова было много музыки и танцев. Эти элементы станут обязательными и для последующих его работ.
«Обыкновенное чудо» (1978)
«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду».
Определить жанр «Обыкновенного чуда» сложно: это и сказка для взрослых, и музыкальная комедия, и философская притча о любви. По сюжету волшебник (Олег Янковский), чтобы развлечь свою жену (Ирина Купченко) рассказывает ей сказки, персонажи которых приходят в их дом. На этот раз волшебник превратил Медведя в человека, но он снова станет зверем, если его поцелует прекрасная принцесса (Евгения Симонова). Конечно же, Медведь и принцесса встречаются, влюбляются, пытаются бежать от своих чувств.
Захаров много раз обращался к творчеству Евгения Шварца в своих спектаклях, а вот фильм по его пьесе поначалу ставить не хотел и почему передумал – неизвестно. Кастинг на главную мужскую роль был строгий. На пробах 25-летний Александр Абдулов, который только поступил в труппу «Ленкома», сомневался, что получит роль. «Пробуюсь всегда я, а играет Костолевский», – говорил актер. Позже он снялся у Захарова в еще четырех фильмах.
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)
«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»
Образ ироничного фантазера барона Мюнхгаузена очень нравился актеру Владимиру Зельдину. Он так мечтал сыграть эту роль, что попросил сатирика Григория Горина написать для него пьесу. По ней поставили спектакль, его увидел Марк Захаров и решил сделать по этому материалу фильм.
Картину снимали в Германии, актерский состав вновь состоял из звезд «Ленкома». По сюжету Мюнхгаузен — уже немолодой человек, который пережил множество переключений и имеет взрослого сына, а на главную роль Захаров выбрал Олега Янковского, которому только исполнилось 35 лет. Получилась двухсерийная трагикомедия о человеке, который умел мечтать и верил в прекрасное.
«Дом, который построил Свифт» (1982)
«Видите вон тот дуб? Пообщайтесь с ним, ему, наверное, тоже пятьсот лет». – «Как, уже пятьсот? Я помню его ещё желудем…»
И вновь Олег Янковский в главной роли, на этот раз в образе писателя Джонатана Свифта – одного из самых загадочных писателей XVII века. По сюжету его дом населяют придуманные им литературные герои — лилипуты, великаны йеху. В доме Свифта, где реальность тесно срослась с вымыслом, оказывается психиатр Симпсон (Александр Абдулов), который пытается понять гениального автора.
«Дом, который построил Свифт» – самая сюрреалистичная работа Захарова, своеобразный арт-хаус. Возможно, поэтому фантасмагоричная музыкально-комедийная история о сумасшествии и фантазиях так и не стала хитом.
«Формула любви» (1984)
«Селянка, а селянка! Хочешь большой, но чистой любви?»
Григорий Горин написал вольный пересказ повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Главный герой – магистр темных сил (а на деле просто талантливый мошенник), вместе со своими спутниками скрывается от погони в дворянской усадьбе, где попутно пытается оживить статую и добиться любви молодой девушки.
На главную роль Захаров долго не мог найти актера. Случайно режиссер оказался на спектакле грузинского театра, гастролировавшего в Москве, и увидел Нодара Мгалоблишвили. Режиссер сразу понял, что именно Нодар должен сыграть Калиостро, и после спектакля отправился прямо в гримерку предлагать роль.
Самая известная песня фильма (и, наверное, из всех фильмов Захарова) – «Уно момент» – появилась случайно. Просто Александр Абдулов и Семен Фарада, игравшие слуг графа, захотели тоже что-нибудь спеть, и композитор Геннадий Гладков сочинил для них песенку «по-быстрому».
«Убить дракона» (1984)
«Единственный способ избавиться от Дракона – это иметь своего собственного».
Сказочная история о рыцаре, который освобождает город от тирании Дракона, стала режиссерским дебютом Захарова в 1963 году. Спустя 25 лет по мотивам сюрреалистической пьесы Шварца он снял свою самую драматичную и серьезную картину.
Главные роли исполнили любимые актеры Захарова: Абдулов и Янковский. Но если Абдулов вновь был в привычном амплуа героя, то Янковский был в отталкивающем злодейском образе (а точнее, сразу в трех). Эта картина – единственная из всех работ режиссера была показана в кино. Остальные снимались для телевидения.
Симона Андрисенко, thecity.m24.ru