Профессор из Стокгольма Магнус Содерлунд буквально ошарашил мир призывом начать употреблять в пищу человеческое мясо. Чтобы не пропадало, так сказать. Похоже, эта идея останется маргинальной даже в самой Швеции. Но вряд ли случайно, что она возникла именно в этой стране. Скандинавское королевство не устает удивлять мир новациями в гуманитарной сфере. Что ни идея, то психологический вывих.
Выступая на фестивале Gastro в Стокгольме, профессор Стокгольмской школы экономики Магнус Содерлунд назвал каннибализм спасением человечества от вымирания. Как отмечала американская газета New York Post, на мероприятии обсуждался доклад межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (IPCC), согласно которому перенаселенность, неэффективное использование ресурсов и климатические изменения могут привести в будущем к угрозе массового голода.
Содерлунд заявил, что «консервативные» табу в этой сфере отпадут, стоит людям только попробовать человечину. Профессор даже прямо на форуме выразил желание отведать человеческой плоти.
Как известно, Швеция в последние десятилетия не раз удивляла человечество новациями в гуманитарной сфере. Например, два года назад шведские власти обязали мужчину и женщину давать друг другу юридически значимое согласие перед каждым половым актом. Этот закон распространяется даже на супружеские пары. Этим летом верховный суд Швеции, кстати, впервые приговорил к двум годам тюрьмы местного мужчину за нарушение этого закона. Суд пришел к выводу, что в ходе совокупления один из партнеров не дал четкого согласия на секс. В приговоре говорилось, что пострадавшая «вела себя пассивно и не показывала явно, что она согласна».
Давно известно и стремление шведов к гендерному нейтралитету, благодаря чему в 2009 году – после принятия нового закона о браке – в стране стало неполиткорректно говорить «муж» или «жена» (теперь все стали «партнерами»). В погоне за гендерным равенством в одном из детских садов даже запретили именовать детей, согласно их полу, — мальчиками и девочками. Теперь там в ходу средний род.
А еще в королевстве разрешено делать аборт в случае, если родители просто недовольны полом будущего ребенка, в то же время любое телесное наказание детей запрещено и органы опеки за любой шлепок по детской попе могут ребенка запросто отобрать у родителей.
Публицист Израэль Шамир, который много лет прожил в Швеции, называет отличительной чертой жителей королевства желание вести себя на сто процентов правильно, доводить абсолютно все в жизни до идеального результата. Именно по этой причине там и возникла идея каннибализма «во имя спасения человечества». Все это продукт «гена альтруизма, который у шведов в большом количестве», полагает он, но что-то пошло не так. «Шведы хотят вести себя именно так, как предписывает моральный императив. У них есть удивительное качество – поступать правильно…
ни, например, пустили больше всех мигрантов на душу населения в Европе, потому что считают, что так нужно. Это желание поступать правильно вопреки собственным интересам», – сказал Шамир. — Пока общество само направляло себя, все было замечательно. Но в начале 90-х наступило время, когда шведов стали направлять довольно враждебные элиты, используя его альтруизм против собственных интересов общества».
Шамир надеется, что для Швеции заявление Содерлунда станет поводом наконец одуматься – «чтобы люди увидели, до какого безумия можно договориться на пути альтруизма».
А вот социальный психолог Алексей Рощин отмечает в шведском обществе сильную, но подавленную агрессию. Если посмотреть на историю страны, то приходишь к выводу, что «это действительно довольно странное общество». «Например, в начале XX века в Швеции очень долго и с большим напором использовали стерилизацию, причем была идея насильственной стерилизации бедных. Это общество помешано на коллективизме. Отсюда и эти знаменитые дикие шведские подоходные налоги, которые достигали 80 процентов от дохода. Помнится, группа ABBA платила больше денег в казну, чем компания Volvo».
Шведское общество помешано на экономии, о чем говорит то, что виды переработки мусора доходят у них уже до восьми. И призыв к потреблению человечины – из той же серии. «Это подход роботов, которые рассматривают не вопросы морали, а прежде всего вопросы целесообразности, – отмечает психолог. – Народ переживает – как будет жить человечество под игом искусственного интеллекта, сейчас на эту тему есть масса спекуляций. И с точки зрения искусственного интеллекта есть человеческое мясо предлагается ради экономии. Зачем закапывать человека, когда он умирает? Это машинная логика – и мораль отходит на задний план».
В самой идее поедания человеческого мяса психолог видит «некоторую загнанную внутреннюю агрессию в отношении человека». «Она как бы скрыто-машинная. Но выступающие с такими призывами люди испытывают отвращение к обществу, в котором они живут. Их окружают люди, а логика у них машинная. И они ненавидят и себя, и окружающих их людей. Они не могут этого высказать напрямую, поэтому это проявляется в таких странных предложениях».
Дарья Рыночнова, Юрий Зайнашев, «Взгляд»